Оценка бюджетных рисков

7.18. В соответствии с пунктом 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 21.11.2019 N 196н, под бюджетным риском понимается возможное событие, негативно влияющее на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Оценкой бюджетного риска является осуществляемое субъектом внутреннего финансового аудита и субъектами бюджетных процедур выявление (обнаружение) бюджетного риска, а также определение значимости (уровня) бюджетного риска с применением критериев вероятности и степени влияния в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков.

7.19. Субъекты бюджетных процедур в целях формирования предложений по ведению реестра бюджетных рисков обязаны оценивать бюджетные риски и анализировать способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки, а должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита обязаны обеспечивать ведение реестра бюджетных рисков, в том числе обеспечивать сбор и анализ информации о бюджетных рисках, оценивать бюджетные риски и способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки.

7.20. Для сбора и анализа информации о бюджетных рисках и их оценки ведется реестр бюджетных рисков федерального суда, Судебного департамента, управления Судебного департамента по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

Реестр бюджетных рисков утверждается приказом федерального суда, Судебного департамента, управления Судебного департамента.

Актуализация реестра бюджетных рисков (проводимая переоценка (определение значимости) бюджетных рисков, находящихся в реестре бюджетных рисков, а также выявление бюджетных рисков, присущих текущему и очередному финансовому году, в целях их включения в реестр бюджетных рисков) производится регулярно (не реже одного раза в год).

В целях актуализации реестра бюджетных рисков субъекты бюджетных процедур представляют субъекту внутреннего финансового аудита предложения по ведению реестра бюджетных рисков ежегодно в срок до 1 декабря текущего года.

Субъект внутреннего финансового аудита анализирует представленные предложения и в срок до 31 декабря текущего года вносит соответствующие изменения в реестр бюджетных рисков.

7.21. Реестр бюджетных рисков должен включать следующую информацию в отношении каждого выявленного бюджетного риска:

а) наименование операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, в которых выявлен бюджетный риск;

б) описание выявленного бюджетного риска и его причин;

в) возможные последствия реализации бюджетного риска;

г) значимость (уровень) бюджетного риска (в том числе оценка вероятности и степени влияния бюджетного риска);

д) владельцы бюджетного риска и (или) структурные подразделения (подразделения в составе этих структурных подразделений) главного администратора (администратора) бюджетных средств, ответственные за выполнение (результаты выполнения) бюджетной процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры, в рамках которой выявлен бюджетный риск;

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 30.12.2021 N 256)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) необходимость (отсутствие необходимости) и приоритетность принятия мер по минимизации (устранению) бюджетного риска;

ж) предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков, включая меры по организации внутреннего финансового контроля (рекомендуемые к осуществлению контрольные действия).

7.22. В реестр бюджетных рисков включаются операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры как со значимыми бюджетными рисками, так и с незначимыми бюджетными рисками.

При формировании и ведении реестра бюджетных рисков необходимо обеспечить возможность ранжирования бюджетных рисков по значимости (уровню) от наиболее значимого к наименее значимому (незначимому) бюджетному риску, а также возможность актуализации реестра бюджетных рисков.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт "ж" пункта 7.21, а не подпункт "ж" пункта 7.20.

Информация, указанная в подпункте "ж" пункта 7.20 настоящего Порядка, включается в реестр бюджетных рисков в случае возможности и (или) необходимости (целесообразности) принятия мер по минимизации (устранению) соответствующего бюджетного риска и (или) мер по его предупреждению.

7.23. Выявление (обнаружение) бюджетного риска проводится путем анализа информации, указанной в абзацах восьмом, девятом, одиннадцатом - шестнадцатом, восемнадцатом - двадцать пятом пункта 4 Федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Минфина России от 05.08.2020 N 160н, анализа иной информации о нарушениях и недостатках (их причинах и условиях), а также определения по каждой операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры возможных событий, наступление которых негативно повлияет на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, на качество финансового менеджмента федерального суда, Судебного департамента, управления Судебного департамента (например, несвоевременность выполнения операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, ошибки, допущенные в ходе их выполнения).

7.24. Бюджетный риск оценивается с применением критериев вероятности и степени влияния:

"вероятность" - степень возможности наступления выявленного бюджетного риска;

"степень влияния" - уровень потенциального негативного воздействия выявленного бюджетного риска на результат выполнения бюджетной процедуры.

Значение каждого из указанных критериев оценивается как "низкое", "среднее" или "высокое".

7.25. Критерий "вероятность" оценивается с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) для реализации бюджетного риска, например:

а) отсутствие организованного внутреннего финансового контроля и (или) неосуществление контрольных действий;

б) недостаточность положений правовых актов федерального суда, Судебного департамента, управления Судебного департамента, а также иных актов, распоряжений (указаний) и поручений, регламентирующих выполнение бюджетной процедуры и (или) их несоответствие нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;

в) низкое качество содержания и (или) несвоевременность представления документов, представляемых субъектам бюджетных процедур и необходимых для совершения операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;

г) наличие конфликта интересов у субъектов бюджетных процедур (например, ответственность за приемку товаров, работ, услуг и точность кассового планирования в целях оплаты закупки возложена на одно должностное лицо);

(в ред. Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 30.12.2021 N 256)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) отсутствие разграничения прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;

е) недостаточная укомплектованность подразделения федерального суда, Судебного департамента, управления Судебного департамента, ответственного за выполнение бюджетной процедуры;

ж) иные причины и условия (обстоятельства), которые могут привести к реализации бюджетного риска.

7.26. Критерий "степень влияния" оценивается с учетом результатов анализа возможных последствий реализации бюджетного риска, например:

а) низкие значения показателей качества финансового менеджмента, в том числе недостижение целевых значений показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

б) искажение бюджетной отчетности;

в) причинение ущерба публично-правовому образованию;

г) отклонение от целевых значений показателей государственной (муниципальной) программы;

д) применение мер уголовной, административной, материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам (работникам) федерального суда, Судебного департамента, управления Судебного департамента;

е) негативное воздействие последствий реализации бюджетного риска на репутацию федерального суда, Судебного департамента, управления Судебного департамента;

ж) снижение результативности и экономности использования бюджетных средств федеральным судом, Судебным департаментом, управлением Судебного департамента;

з) иные последствия реализации бюджетного риска, которые могут оказать влияние на деятельность федерального суда, Судебного департамента, управления Судебного департамента.

7.27. Бюджетный риск оценивается как значимый, если значение хотя бы одного из критериев его оценки - "вероятность" или "степень влияния" - оценивается как "высокое", либо при одновременной оценке значений обоих критериев бюджетного риска как "среднее", а также по решению председателя федерального суда, Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, начальника управления Судебного департамента бюджетный риск может быть оценен как значимый.

В иных случаях бюджетный риск оценивается как незначимый.