ОБОРОТ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

В рамках предоставления Росалкогольрегулированием отдельных государственных услуг будет проводиться оценка соответствия заявителя обязательным требованиям

Изменяется Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Определен предмет федерального и регионального контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

При осуществлении плановых контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в отношении лиц, имеющих лицензии на осуществление видов деятельности по производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, оценка соблюдения лицензионных требований не проводится.

При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

(Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

Уточняется перечень оснований для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Одним из таких оснований теперь является наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, которые в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по таким обязательным платежам) превышают 3 тыс. рублей, не погашены на дату получения налоговым органом запроса лицензирующего органа и информация о которых направлена налоговым органом в лицензирующий орган в форме электронного документа.

Кроме того, предусматривается, что датой выдачи (продления, переоформления) лицензии на осуществление деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является дата внесения соответствующей записи в государственный сводный реестр выданных лицензий.

Выписки из государственного сводного реестра выданных лицензий предоставляются лицам, имеющим (имевшим) лицензии на осуществление деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, с информацией о выданных им лицензиях в форме электронных документов посредством портала госуслуг. Плата за предоставление выписок не взимается.

Срок предоставления выписок из государственного сводного реестра выданных лицензий устанавливается Росалкогольрегулированием и не может составлять более чем 5 рабочих дней со дня получения Росалкогольрегулированием соответствующего запроса.

(Федеральный закон от 22.12.2020 N 436-ФЗ; Письмо Минфина России от 17.02.2021 N 27-05-11/11139, Информация Росалкогольрегулирования)

Вводится запрет на несоблюдение нормы минимального использования производственной мощности при производстве этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта

Уточняются отдельные понятия, в том числе "мощность основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции (производственная мощность)", "норма минимального использования производственной мощности".

Не допускается производство этилового спирта, если квартальный объем его производства не соответствует норме минимального использования производственной мощности, равной 70% производственной мощности. Если в квартале, за который определяется объем произведенного этилового спирта, проводится ремонт основного технологического оборудования для его производства, период ремонта не учитывается лицензирующим органом при установлении факта несоблюдения нормы минимального использования. При этом необходимо, чтобы о организация направила уведомление в лицензирующий орган до даты начала ремонта уведомление о его проведении с указанием даты начала и даты окончания, а также выполнялось одно из определенных условий.

Если одной организации принадлежит более 70% акций другой организации, производящей этиловый спирт, и (или) непосредственно принадлежащая одной организации доля в уставном капитале другой организации, производящей этиловый спирт, составляет более 70% и суммарная производственная мощность основного технологического оборудования группы организаций составляет не менее 20 млн декалитров в год, то факт несоблюдения нормы минимального использования производственной мощности устанавливается в целом для группы организаций исходя из их общего объема произведенного этилового спирта.

Период приостановления использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта организацией, входящей в группу организаций, не учитывается лицензирующим органом при установлении факта несоблюдения группой организаций нормы минимального использования производственной мощности.

При установлении факта несоблюдения группой организаций нормы минимального использования производственной мощности за четвертый квартал календарного года такая норма признается нарушенной в случае, если за календарный год, на который приходится данный квартал, общий годовой объем производства этилового спирта группой организаций составил менее 5 млн декалитров независимо от периодов приостановления использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта в течение этого календарного года.

Указанные положения не распространяются на производство дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового.

Уточняется, что одним из оснований для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является наличие у заявителя недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, которые в совокупности (с учетом имеющейся переплаты) превышают 3 000 рублей, не погашены на дату получения налоговым органом запроса лицензирующего органа и информация о которых направлена налоговым органом в лицензирующий орган.

Датой выдачи (продления, переоформления) лицензии на осуществление деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является дата внесения соответствующей записи в государственный сводный реестр выданных лицензий.

Несоблюдение нормы минимального использования производственной мощности при производстве этилового спирта теперь является основанием для аннулирования лицензии.

Предусмотрены переходные положения.

(Федеральный закон от 30.04.2021 N 125-ФЗ; Информация Росалкогольрегулирования)

Вводится в действие Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Государственный контроль (надзор) осуществляется Росалкогольрегулированием и его территориальными органами.

Определены предмет и объекты государственного контроля (надзора).

При осуществлении государственного контроля применяется риск-ориентированный подход. Росалкогольрегулирование (его территориальные органы) относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба): значительный, средний, умеренный и низкий.

Проводятся такие профилактические мероприятия, как информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит и самообследование.

Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий: наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование, документарная и выездная проверки, контрольная и мониторинговая закупки, выборочный контроль и инспекционный визит.

Установлены виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска и их периодичность.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия, дата начала которых наступает позже 30 июня 2021 года, подлежат проведению в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с новыми правилами.

(Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 1010)