VIII. Рекомендации к предоставлению бытовых услуг

8.1. К деятельности хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги химической чистки, предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

8.1.1. Согласно п. 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

Перечень объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека содержится в санитарной классификации согласно главе VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Объекты - химчистки включены в п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и отнесены к IV классу опасности объектов.

Таким образом, вышеуказанные объекты не могут находиться в составе жилой застройки.

Также критерием источника негативного воздействия согласно п. 72 СанПиН 2.1.3684-21 является превышение 0,1 ПДК (ОБУВ) и (или) ПДУ на границе объекта.

8.1.2. Все реагенты, препараты, используемые в химчистке, должны иметь документы, разрешающие их применение в установленном порядке и подтверждающие их качество и безопасность при их использовании согласно инструкции по применению.

8.1.3. По пункту 8.1.1 СП:

8.1.3.1. Кратность воздухообмена химчистки должна соответствовать нормативам, установленным соответствующими строительными нормами и правилами для данного вида объектов.

8.2. К деятельности хозяйствующих субъектов, оказывающих парикмахерские, косметологические услуги, предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

8.2.1. Требование санитарных правил распространяется на деятельность хозяйствующих субъектов, оказывающих парикмахерские, косметологические и косметические услуги.

8.2.2. СП применяется в отношении любых салонов красоты вне зависимости от характера трудовых отношений между владельцем салона и работающими мастерами. Требования не могут распространяться на выездные услуги мастеров, т.к. в данном случае оказывающие услуги мастера не могут обеспечить соблюдение обязательных требований к помещениям, к порядку уборки и дезинфекции. Требуется дополнительное законодательное регулирование данного вопроса.

8.2.3. В период проведения текущего или капитального ремонта функционирование помещений хозяйствующих субъектов, оказывающих парикмахерские, косметические и косметологические услуги, должно быть прекращено.

8.2.4. По пункту 8.2.3 СП:

8.2.4.1. В период проведения текущего или капитального ремонта функционирование помещений хозяйствующих субъектов, оказывающих парикмахерские, косметические и косметологические услуги, должно быть прекращено.

8.2.5. По пункту 8.2.4 СП:

8.2.5.1. В пункте 8.2.4 СП указано общее правило о необходимости осуществления различных услуг в разных помещениях, в качестве исключения из этого правила описана возможность совмещения двух услуг (маникюр и педикюр) на одном рабочем месте при выполнении ряда условий.

Пункт 8.2.4 СП предусматривает возможность совмещения услуг маникюра и педикюра в одном помещении, при этом максимальное количество рабочих мест в таком помещении не регламентируется. Совмещение парикмахерских услуг и услуг маникюра не допускается.

Регламентация количества рабочих мест, в данном случае, не имеет гигиенического значения, а требования к минимальной площади на одно рабочее место исключено из действовавших ранее нормативов ввиду обременительности их выполнения для бизнеса и отсутствия объективной корреляции между данными показателями и санитарно-эпидемиологическими рисками.

8.2.5.2. На рабочих местах для маникюра, расположенных в торговых центрах, должны быть обеспечены требования гигиенических нормативов и обеспечивать свободный доступ к раковине для мытья рук и системе канализации.

8.2.5.3. Оборудование солярия не может быть размещено в помещении, где оказываются какие-либо иные услуги салонов красоты (парикмахерские, косметические услуги, косметологические услуги, услуги маникюра и педикюра), при этом размещение солярия в раздевалке фитнес-клуба не будет противоречить этим требованиям.

8.2.6. По пункту 8.2.8 СП:

8.2.6.1. В предприятиях, оказывающих парикмахерские, косметологические услуги, должны быть гардеробные для персонала и комнаты приема пищи. Комната приема пищи может совмещаться с гардеробной для работников при численности работников в смене менее 10 человек, а также совмещение вестибюля с гардеробом для посетителей и залом ожидания.

8.2.7. По пункту 8.2.20 СП:

8.2.7.1. Необходимо выполнять ежедневный осмотр помещений на предмет наличия грызунов и насекомых ответственным за осуществление производственного контроля сотрудником и ежемесячный осмотр специалистами специализированной дезинфекционной организации с применением, при необходимости, объективных методов контроля (ловушки, приманки, клейкие ленты и др.). Проведение истребительных работ - в случае выявления грызунов и насекомых (в соответствии с СанПиН 3.3686-21).

8.2.8. По пункту 8.2.21 СП:

8.2.8.1. Результаты учета могут регистрироваться в бумажном или электронном виде. С целью учета работ по предстерилизационной очистке и стерилизации в электронном виде на объекте должна быть электронная форма учета выполнения данных работ. В документах (на бумажном и/или электронном носителе), как минимум, должны быть отражены время проведения обработки, способ проведения, обрабатываемый инструментарий и проводившее обработку должностное лицо.

8.2.8.2. Опасные бритвы в парикмахерских обрабатываются так же, как и любые другие инструменты, при использовании которых возможно повреждение кожных покровов (дезинфекция, предстерилизационная очистка, стерилизация).

8.2.8.3. Для обработки инструментов должны использоваться дезинфицирующими средствами, обладающими вирулицидным действием (по режиму против парентеральных гепатитов, ВИЧ-инфекции и т.п.).

8.2.9. По пункту 8.2.28 СП:

8.2.9.1. Минимальный набор типовых инструментов - различные по функционалу инструменты (либо сменные одноразовые элементы инструмента), применяемые каждым конкретным мастером при оказании услуг одному посетителю.

8.2.10. По пункту 8.2.29 СП:

8.2.10.1. Требования также распространяются и на инструменты для наращивания бровей, в т.ч. на пинцеты.

8.2.10.2. Оборудование и материалы для стерилизации используются при наличии разрешительной и эксплуатационной документации в порядке, установленном на территории Российской Федерации.

8.2.11. По пункту 8.2.31 СП:

8.2.11.1. Потребители, получающие услуги маникюра, педикюра, татуажа, пирсинга, пилинга, скраб-пилинга, косметологических услуг являются здоровые люди без представляющих опасность для окружающих инфекционных заболеваний (при отсутствии доказательства обратного). Таким образом, необходимость дополнительной дезинфекции сточных вод от подобных объектов отсутствует.

8.2.12. По пункту 8.2.33 СП:

8.2.13. В соответствии с п. 2.12 СП 2.1.3678-20 наличие насекомых на объектах недопустимо - при выявлении вшей (педикулеза) у клиента необходимо обеспечить сбор волос от больного в герметично закрывающийся мешок, обработать их педикулицидом и утилизировать.

8.2.14. По пункту 8.2.35 СП:

8.2.14.1. Для контроля режима выполнения противоэпидемических мероприятий при организации стирки белья необходимо оценивать пространственную изоляцию мест складирования чистого и грязного белья, соблюдение правил личной гигиены сотрудниками (в том числе - мытье рук перед операциями с чистым бельем), проведение уборки и дезинфекции помещения.

8.3. К деятельности хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по стирке текстильных изделий (далее - прачечные), предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

8.3.1. Необходимость наличия в прачечной механической системы вентиляции, в том числе местной вытяжной, вытекает из положения п. 2.6 СП 2.1.3678-20. Кратность воздухообмена прачечной должна соответствовать нормативам, установленным соответствующими строительными нормами и правилами для данного вида объектов.

8.3.2. По пункту 8.3.2 СП:

8.3.2.1. Необходимость наличия двух изолированных помещений в прачечных ("грязной" и "чистой" зоны) обусловлена требованиями к обеспечению последовательности технологического процесса и исключения пересечения потоков чистого и грязного белья.

8.4. К размещению, устройству, содержанию, эксплуатации зданий, помещений общественных туалетов, предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования:

8.4.1. Для тех видов объектов, где, исходя из их эпидемиологической значимости, необходимо наличие общественного туалета (для общего пользования), указанное требование закреплено соответствующими нормативно-правовыми актами санитарного законодательства.

8.5. К деятельности хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги бань (саун), душевых предъявляются следующие требования:

8.5.1. Необходимость наличия в банях (саунах) механической системы вентиляции, в том числе местной вытяжной, вытекает из положения п. 2.6 СП 2.1.3678-20. Кратность воздухообмена в бане (сауне) должна соответствовать нормативам, установленным соответствующими строительными нормами и правилами для данного вида объектов.

8.5.2. По пункту 8.5.8 СП:

8.5.2.1. С целью профилактики инфекционных заболеваний (в том числе грибковой этиологии) в бане должны быть отдельные тазы для мытья ног с соответствующей маркировкой.

8.5.3. По пункту 8.5.14 СП:

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду п. 2.8, 2.9 СП 2.1.3678-20, а не п. 28, 29.

8.5.3.1. Требования к сбору и вывозу отходов устанавливаются п. 28, 29 СП 2.1.3678-20 и главой II СанПиН 2.1.3684-21.