На 2024 - 2026 годы заключено новое Соглашение.

VII. Развитие социального партнерства и координация действий Сторон Соглашения

VII. Развитие социального партнерства и координация

действий Сторон Соглашения

Определяя в качестве стратегического направления развития социального партнерства в Российской Федерации реализацию принципа согласования интересов работников, работодателей и государства и распределение между основными субъектами экономики социальной ответственности за благосостояние населения страны, Стороны считают необходимым обеспечить максимальное использование возможностей социального партнерства в сфере труда при принятии решений по основным вопросам социального и экономического развития, по вопросам регулирования трудовых отношений, а также гарантируют безусловное выполнение обязательств, содержащихся в Соглашении.

7.1. Стороны обязуются реализовать меры, направленные на повышение роли Комиссии, и обеспечить:

реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

создание при федеральных органах исполнительной власти постоянных и временных рабочих групп, комиссий, участие в них представителей Сторон, представляющих общероссийские объединения работодателей и общероссийские объединения профсоюзов;

участие представителей Сторон, представляющих общероссийские объединения работодателей и общероссийские объединения профсоюзов, в общественных советах, созданных при федеральных органах исполнительной власти, страховщиках по обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (при их наличии).

7.2. Обеспечить безусловное выполнение норм Трудового кодекса Российской Федерации, касающихся участия Комиссии в подготовке и обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, программ социально-экономического развития, других актов в сфере труда, разрабатываемых федеральными органами государственной власти, учет мнения по ним Комиссии.

Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов федеральных органов исполнительной власти в сфере труда, в том числе подлежащие совместной подготовке в соответствии с Соглашением, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются Правительством Российской Федерации, федеральными органами государственной власти в Комиссию для рассмотрение до их внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации или до принятия по ним решения Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, страховщиками по обязательному социальному страхованию.

Решения Комиссии, а при наличии неурегулированных разногласий - мнения ее Сторон в отношении направленных в Комиссию проектов законодательных актов, нормативных правовых и иных актов федеральных органов исполнительной власти в сфере труда в обязательном порядке доводятся до сведения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и подлежат обязательному рассмотрению Правительством Российской Федерации и федеральными органами государственной власти.

Стороны будут добиваться того, чтобы проекты федеральных законов, связанные с внесением изменений в трудовое законодательство, вносились Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации при наличии согласованной позиции Сторон, а также чтобы нормативные правовые акты в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними экономических отношений принимались Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти при наличии согласованной позиции Сторон.

Стороны обязуются реализовывать меры по дальнейшему совершенствованию института оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов и их проектов, включая поправки Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

7.3. В целях повышения результативности коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений Стороны обязуются:

осуществлять мониторинг и анализ опыта заключения соглашений на отраслевом (межотраслевом), региональном (межрегиональном) и территориальном уровнях, а также практики работы органов социального партнерства;

при подготовке соглашений проводить работу по обеспечению взаимосвязи отраслевых и региональных соглашений по регулированию социально-трудовых отношений;

поддерживать в актуальном состоянии открытую информационную базу отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, а также формировать информационную базу региональных и межрегиональных соглашений и региональных соглашений о минимальной заработной плате;

содействовать развитию практики коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях всех форм собственности;

содействовать развитию различных форм социального партнерства в государственных учреждениях, государственных унитарных предприятиях, государственных корпорациях, государственных компаниях и хозяйственных обществах, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности;

содействовать присоединению государственных учреждений, государственных унитарных предприятий, государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности, к отраслевым соглашениям, заключенным на федеральном уровне социального партнерства;

содействовать участию представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организацией с правом совещательного голоса в порядке, установленном законодательством;

подготовить предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на повышение заинтересованности участия работодателей в системе социального партнерства в сфере труда, а также о формировании механизма реализации нормы федерального закона "Об объединениях работодателей" об отнесении членских взносов в объединения работодателей к затратам для целей налогообложения, в том числе при формировании регулируемого тарифа (при осуществлении регулируемых видов деятельности);

внедрить инструменты популяризации и продвижения ценностей социального партнерства.

7.4. Стороны договорились осуществлять дополнительные меры государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе пострадавших в период ограничительных мер, вызванных чрезвычайными ситуациями, пандемией и другими обстоятельствами непреодолимой силы.

7.5. Стороны договорились:

проводить анализ развития социального партнерства на всех уровнях;

осуществлять мониторинг и проводить работу по изучению и распространению опыта региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, содействовать развитию системы социального партнерства и ее институтов на региональном и отраслевом уровнях, подготовить рекомендации субъектам Российской Федерации по повышению эффективности работы указанных комиссий;

совершенствовать нормы и положения трудового законодательства в соответствии с меняющимися условиями современной экономики;

создавать онлайн- и офлайн-площадки для обсуждения вопросов развития социального партнерства;

содействовать формированию постоянно действующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений на всех уровнях социального партнерства;

продолжить совместную работу по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, включая:

развитие риск-ориентированного подхода в деятельности органов контроля;

актуализацию всех обязательных требований, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), предъявляемых к ведению предпринимательской деятельности, а также проверочных листов;

создание системы профилактики нарушений обязательных требований с установлением приоритета профилактических мероприятий над контрольно-надзорными;

расширение возможностей и практики досудебного обжалования решений, принимаемых органами контроля (надзора);

исключение дублирования функций разных контрольно-надзорных органов в отношении одного объекта контроля (надзора).

7.6. Стороны принимают на себя следующие обязательства:

принимать все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров, по противодействию правонарушениям в сфере трудовых отношений;

изучить сложившуюся практику и при необходимости подготовить предложения по совершенствованию досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров и внесудебного разрешения коллективных трудовых споров, в том числе совершенствованию деятельности специализированных учреждений по урегулированию коллективных трудовых споров, повышению эффективности и доступности действующих и развитию новых механизмов и форм их разрешения;

обобщить и расширить практику создания при трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений постоянно действующих трудовых арбитражей для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров;

разработать типовое положение о постоянно действующем трудовом арбитраже (типовой устав постоянно действующего трудового арбитража);

включить в примерные основные образовательные программы дисциплину (модуль) "Регулирование социально-трудовых отношений на основе социального партнерства";

обеспечить частичное финансирование за счет средств федерального бюджета Академии труда и социальных отношений и Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов - базовых научных и учебно-методических профсоюзных центров в сфере социально-трудовых отношений.

7.7. Стороны будут содействовать дальнейшему развитию практики подготовки работодателями социальных (нефинансовых) отчетов, распространению международного и российского стандартов социальной ответственности.

7.8. Стороны обязуются обеспечить участие Комиссии и ее постоянно действующих рабочих групп в работе по рассмотрению заявок участников всероссийского конкурса "Российская организация высокой социальной эффективности", по совершенствованию порядка проведения конкурса, а также по определению и награждению его победителей.

7.9. Стороны гарантируют соблюдение законодательных и общепризнанных международных норм и правил о невмешательстве Сторон в деятельность друг друга и не препятствуют созданию и функционированию организаций профсоюзов и работодателей, содействуют обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации перечисления профсоюзных взносов одновременно с выплатой заработной платы.

7.10. Стороны будут проводить консультации по следующим вопросам:

внесение изменений в правовую базу коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений и трудового законодательства, в том числе на основе изучения международного опыта, и при необходимости подготовка соответствующих предложений;

распространение соглашений, особенностей коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в отраслях естественных монополий, в организациях зарубежных компаний, действующих на территории Российской Федерации, и в субъектах малого и среднего предпринимательства, и при необходимости подготовка предложения о внесении изменений в законодательство Российской Федерации;

определение критериев "мотивированного отказа от присоединения к отраслевым соглашениям";

уточнение структуры и содержания соглашений и коллективных договоров и при необходимости подготовка рекомендаций и предложений Комиссии о внесении изменений в законодательство Российской Федерации;

совершенствование механизмов контроля выполнения соглашений и коллективных договоров и при необходимости подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации;

обеспечение ответственности сторон при заключении коллективных договоров, соглашений и при необходимости подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации;

вопросы сложившейся практики и совершенствования правоприменения в части предоставления сторонами коллективных переговоров имеющейся у них информации, необходимой для ведения коллективных переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений;

разрешение коллективных трудовых споров и при необходимости подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации;

о внесении изменений в правовую базу коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений;

распространение межрегиональных, отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключаемых на федеральном уровне, на всех работодателей;

совершенствование механизма реализации социального партнерства на отраслевом уровне;

разработка предложений о закреплении понятия "отрасль" для целей социального партнерства;

разработка предложений о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, касающихся:

обязательности выполнения решений, принимаемых органами социального партнерства;

повышения эффективности контроля за выполнением соглашений всех уровней;

о внесении изменений в действующее законодательство Российской Федерации, направленных на экономическое стимулирование социально ответственных работодателей;

обеспечение приоритетного права профсоюзов (их объединений) на проведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений;

распространение механизмов социального партнерства в сфере труда на всех трудящихся независимо от форм занятости.

7.11. Стороны договорились, что будут консультироваться по вопросам предупреждения проявлений насилия и домогательств в сфере труда. В целях реализации принципа запрета дискриминации в трудовых отношениях стороны договорились о проведении анализа практики применения средств правовой защиты в случаях дискриминации в трудовых отношениях, о подготовке предложений по совершенствованию механизмов защиты в случае дискриминации.

7.12. Стороны содействуют развитию отношений и деловых связей с Международной организацией труда, обеспечивают реализацию Программы сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2021 - 2024 годы, а также обеспечивают участие представителей Сторон в разработке и обсуждении документов этой организации.

Стороны обязуются провести анализ правоприменительной практики в части реализации ратифицированных конвенций Международной организации труда.

Стороны обязуются ежегодно проводить консультации по вопросам подготовки Правительством Российской Федерации докладов, представляемых Российской Федерацией Международному бюро труда.

7.13. Стороны обязуются реализовывать мероприятия по продвижению целей и принципов достойного труда в рамках подхода, сформулированного Международной организацией труда, а также при необходимости подготовить предложения по их совершенствованию и по адаптированию перечня показателей, рекомендуемых Международной организацией труда в качестве индикаторов достойного труда (приложение N 3).

7.14. Стороны обязуются провести консультации по вопросам подготовки предложений о возможной ратификации Российской Федерацией Европейской Социальной хартии (пересмотренной) и конвенций Международной организации труда согласно приложению N 4, а также рассмотрения в Комиссии вопросов, связанных с их ратификацией.

7.15. Правительство Российской Федерации регулярно проводит мониторинг качества и уровня жизни населения по согласованному Сторонами перечню показателей и один раз в полугодие информирует Комиссию о динамике основных социально-экономических показателей мониторинга качества и уровня жизни населения согласно приложению N 5.

7.16. Федеральная служба государственной статистики и ее территориальные органы представляют общероссийским профсоюзам (их объединениям) и объединениям работодателей статистическую информацию, необходимую для проведения переговоров, на бесплатной основе в объемах и в сроки, которые предусмотрены федеральным планом статистических работ.

7.17. В целях освещения деятельности Комиссии и хода реализации Соглашения Стороны обеспечивают регулярное опубликование в средствах массовой информации материалов, посвященных развитию социального партнерства и проблемам социально-трудовых отношений в Российской Федерации.

7.18. Каждая из Сторон в трехмесячный срок после подписания Соглашения разрабатывает и представляет в Комиссию план мероприятий, необходимых для реализации принятых обязательств, с указанием конкретных сроков и ответственных за исполнение членов Комиссии.

7.19. Стороны принимают на себя обязательство один раз в полугодие разрабатывать единый план первоочередных мероприятий Комиссии по реализации Соглашения.

7.20. Правительство Российской Федерации при формировании планов законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации обеспечит учет положений Соглашения, реализация которых требует принятия соответствующих законодательных актов.

7.21. Рабочие группы Комиссии один раз в полугодие рассматривают на основе представляемых Сторонами сведений информацию о ходе выполнения Соглашения.

7.22. Комиссия рассматривает ход выполнения положений Соглашения за весь период его действия.

7.23. Стороны договорились, что изменения вносятся в Соглашение в следующем порядке:

сторона, проявившая инициативу в отношении внесения изменений, направляет в Комиссию в письменной форме предложение о начале переговоров и перечень конкретных изменений;

после получения соответствующего предложения одной из Сторон переговоры Сторон должны быть начаты в течение одного месяца;

изменения вносятся в Соглашение по решению Комиссии.

7.24. Стороны договорились, что будут содействовать созданию условий для информирования граждан о значимых мероприятиях, проводимых Сторонами.

Государственные средства массовой информации (телеканал "Россия-1", радиостанция "Радио России" и "Российская газета") ежемесячно на безвозмездной основе представляют по запросу эфирное время и газетные площади для выступлений координаторов Сторон.

7.25. Текст Соглашения публикуется в "Российской газете" и в центральной профсоюзной газете "Солидарность" в двухнедельный срок после его подписания, а также в журнале "Бизнес России".