I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации (далее - Рекомендации) направлены на оказание методической помощи при подготовке нормативов градостроительного проектирования, подлежащих учету при подготовке документов территориального планирования субъектов Российской Федерации (в том числе городов федерального значения) и муниципальных образований (в том числе муниципальных округов, после внесения соответствующих изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации).

Рекомендации разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, на основании подпункта 3 пункта 3 раздела II Плана мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 г. N 20-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 3, ст. 266; 2020, N 4, ст. 409), с учетом определенных законодательством полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (далее - ОМСУ), методических рекомендаций отраслевых федеральных органов исполнительной власти с целью формирования единого подхода по определению обеспеченности населения объектами капитального строительства в соответствующих областях, подлежащих отображению в документах территориального планирования, и нормативно-технических документов в сфере технического регулирования.

Целью Рекомендаций является раскрытие рекомендуемого состава и содержания нормативов градостроительного проектирования (далее - НГП), определенных в статье 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2014, N 19, ст. 2336; 2020, N 31 ст. 5023) (далее - ГрК РФ), определение единого рекомендуемого порядка их разработки и областей применения, выработка рекомендаций по перечню параметров нормирования (определение перечня параметров объектов регионального и местного значения, которые предлагается нормировать, например такой параметр, как обеспеченность населения спортивными школами - количество мест для посетителей в здании на 1000 жителей с учетом плотности населения в муниципальном образовании, населенном пункте, половозрастного состава и других факторов) и порядку расчета нормируемых показателей.

Задачи Рекомендаций:

- предложить использование НГП как одного из инструментов реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 7, ст. 702) (далее - СПР), стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- сформировать возможный перечень областей, в которых осуществляется нормирование объектов регионального и местного значения для последующего планирования их размещения, расчетных параметров таких объектов и их доступности для населения, подлежащих нормированию в НГП с учетом определенных законодательством полномочий субъектов Российской Федерации и ОМСУ;

- детализировать рекомендуемые понятия допустимого уровня обеспеченности и допустимого уровня территориальной доступности объектов коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур;

- сформировать возможный перечень расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур регионального и местного значения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной и временной доступности таких объектов для населения, а также порядка расчета указанных показателей;

- описать рекомендуемый учет особенностей расчета указанных показателей в различных градостроительных и планировочных условиях: при освоении свободных от застройки территорий и при развитии застроенных территорий, в зависимости от типа и характера застройки, в муниципальных образованиях различной специализации (курортных, с высокой долей вахтового населения, со снижающейся численностью населения и иных муниципальных образований с признаками динамично изменяющегося состава и численности населения);

- описать рекомендуемый учет административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, неравномерности существующего и планируемого развития территорий и планировочной структуры муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений; выработать рекомендуемые подходы к районированию субъекта нормирования в целях обеспечения дифференцированного подхода к нормированию в НГП;

- предложить рекомендуемый уточненный порядок подготовки и согласования НГП, использования исходных данных, периодичности внесения изменений в нормативы;

- описать рекомендуемые методы применения НГП в рамках разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования, документации по планировке территории.

2. При подготовке НГП рекомендуется руководствоваться основными принципами законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, определенными в статье 2 ГрК РФ.

НГП устанавливают показатели обеспечения населения объектами регионального значения и предельные значения расчетных показателей местного значения, которые отображаются в документах территориального планирования (далее - ДТП), учитываются в правилах землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) (в целях комплексного развития территории), в документации по планировке территории (далее - ДППТ), с помощью которых планируется обеспечение базовыми социальными, транспортными, инженерными услугами, основываясь на положениях СПР, стратегий социально-экономического развития субъектов и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу междисциплинарного характера НГП заказчиком их подготовки может быть орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по региональным НГП), осуществляющий полномочия по вопросам экономического и (или) стратегического развития соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующее структурное подразделение ОМСУ муниципального образования, осуществляющее аналогичные полномочия (по местным НГП).

В соответствии с частью 1 статьи 29.3 ГрК РФ региональные нормативы градостроительного проектирования (далее - РНГП) утверждаются нормативным правовым актом (далее - НПА) исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение РНГП рекомендуется осуществлять НПА высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, как интегральным документом, отвечающим за совокупность инфраструктурного развития региона.

В соответствии с частью 1 статьи 29.4 ГрК РФ местные нормативы градостроительного проектирования (далее - МНГП) утверждаются НПА представительного ОМСУ.

Разработку РНГП и МНГП рекомендуется осуществлять в рамках научно-исследовательских работ по заказам органов государственной власти субъектов Российской Федерации или ОМСУ поселений соответственно.

Целью утверждения и применения НГП является повышение качества обеспеченности населения объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и благоустройства с учетом планируемых показателей социально-экономического развития, установленных соответствующими документами стратегического планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

При подготовке НГП рекомендуется определить перечень областей деятельности (далее - область), в которых подлежат нормированию параметры соответствующих объектов регионального значения, объектов местного значения в соответствии с положениями ГрК РФ, полномочиями субъектов Российской Федерации, определенными Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2020, N 46, ст. 7214) (далее - Закон N 184-ФЗ), полномочиями органов местного самоуправления, определенными Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2020, N 21, ст. 3233) (далее - Закон N 131-ФЗ), с учетом положений соответствующих документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации, ОМСУ, предусмотренных Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

Исходя из целей развития территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в НГП определяется перечень параметров, которые подлежат нормированию в каждой области экономической деятельности, устанавливаются показатели уровня обеспеченности населения объектами регионального, местного значения (виды которых определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 1 ГрК РФ) (предельные показатели в отношении объектов местного значения), а также перечень таких объектов, обеспечивающих достижение этих показателей.

Определение расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур местного значения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов (предельных показателей) рекомендуется выполнять с учетом современного состояния перечисленных видов инфраструктур, отраслевых методических рекомендаций федеральных органов исполнительной власти по планированию таких объектов и услуг, прогноза численности населения, территориальных, климатических, планировочных особенностей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также с учетом результатов социологических исследований и прогнозов.

В процессе подготовки НГП при определении перечней областей и параметров объектов, подлежащих нормированию, обеспечивающих достижение расчетных показателей, рекомендуется привлекать к обсуждению представителей органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, ответственных за функционирование, планирование и развитие коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и благоустройство территории.

При расчете предельных показателей НГП рекомендуется учитывать сведения о половозрастном составе населения, рождаемости, смертности, миграционном приросте, характере временного и сезонного населения в том случае, когда оно оказывает существенную нагрузку на все виды инфраструктур. Рекомендуется учитывать также данные краткосрочных и среднесрочных прогнозов изменения численности и состава населения.

При формировании перечня предельных показателей НГП, расчете значений максимальной доступности для населения и минимальной обеспеченности населения объектами регионального и местного значения рекомендуется учитывать принципы и приоритеты, изложенные в СПР.

При разработке НГП для территорий с низкой плотностью населения для обеспечения их социального обустройства и наращивания экономического потенциала особое внимание рекомендуется уделять разработке региональных НГП. Перечень субъектов Российской Федерации и отдельных частей субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой плотностью населения, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. N 707-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 23, ст. 2318; N 45, ст. 4463) (далее - распоряжение N 707-р).

Для территорий с низкой плотностью населения с целью повышения эффективности и охвата социальным обслуживанием в региональных НГП могут быть определены показатели максимальной доступности и минимальной обеспеченности с учетом размещения межмуниципальных объектов, обеспечивающих оказание услуг населению нескольких муниципальных образований, при этом для указанных территорий МНГП могут не разрабатываться (отсутствие местных НГП допускается частью 2 статьи 46.1 ГрК РФ в отношении застроенных территорий, о развитии которых принято соответствующее решение об их развитии).

При разработке НГП для территорий перспективных центров экономического роста - городов, образующих крупнейшие и крупные городские агломерации (далее - КАгломерации) численностью не менее 500 тыс. человек, а также городов - административных центров субъектов Российской Федерации и прилегающих к ним муниципальных образований общей численностью не менее 500 тысяч человек (приложение N 2 к СПР) рекомендуется устанавливать дифференцированные показатели обеспеченности объектами регионального значения для крупных и крупнейших городских агломераций в составе региональных НГП.

Рекомендуется разрабатывать МНГП для всех ОМСУ, входящих в состав КАгломераций и в первую очередь для городов - центров агломераций (за исключением внутригородских муниципальных образований). В составе МНГП для перспективных центров экономического роста расчет показателей минимальной обеспеченности и максимальной доступности объектов местного значения рекомендуется осуществлять с учетом перспективного экономического роста, в том числе и повышенных потребностей населения в инфраструктурном обеспечении такими объектами. Также в составе местных НГП расчет показателей может быть дифференцирован с учетом неоднородности территории муниципального образования, необходимости опережающего развития локальных территорий роста агломерационного значения в пределах муниципального образования.

Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур регионального и местного значения и максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов перед утверждением НГП рекомендуется согласовывать с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и ОМСУ, участвовавших в подготовке НГП.

Расчетные показатели могут варьироваться в соответствии с планировочными особенностями систем расселения и населенных пунктов, характеристиками сложившейся и планируемой застройки, характером освоения территории: застройкой свободных участков или комплексным развитием застроенных территорий, а также в зависимости от иных факторов.

Для целей территориальной дифференциации в составе НГП может быть выполнено районирование территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, отдельных населенных пунктов в составе муниципального образования. Районирование может выполняться в виде карты и (или) перечня муниципальных образований, населенных пунктов, частей муниципальных образований, частей населенных пунктов (планировочных районов, зон).

Внесение изменений в НГП (актуализацию НГП), корректировку расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения с учетом изменения социально-экономической, демографической ситуаций рекомендуется осуществлять не реже чем один раз в пять лет.

Пример технического задания на разработку нормативов градостроительного проектирования приведен в приложении N 6 к Рекомендациям.