Приложение 7

СПЕЦИФИКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДИСТАНЦИОННОМ РЕЖИМЕ

Список изменяющих документов

(в ред. распоряжения Минпросвещения России от 26.09.2023 N Р-206)

Педагоги-психологи, как и многие их коллеги, тоже оказались в новой социальной ситуации, которая поможет развить профессиональные компетенции и приобрести новые навыки работы в дистанционном формате. В современном мире, в век Интернета, находясь дома или на рабочем месте, можно общаться, работать, учиться, не подвергая опасности себя и других людей в период карантина. В связи с новыми условиями обучения для психолого-педагогической работы в дистанционной форме требуется, во-первых, организация рабочего места педагога-психолога, во-вторых, подбор инструментария, освоение дистанционных технологий работы (в том числе групповых и индивидуальных), в-третьих, соблюдение этических норм психолога в связи с применением дистанционных форм работы.

Основными направлениями работы педагога-психолога, обозначенными в профессиональных и в федеральных государственных образовательных стандартах как формы психологического сопровождения участников образовательного процесса, остаются по-прежнему: профилактика, диагностика, консультирование, просвещение, коррекционно-развивающая работа, экспертиза, проводимые с администрацией, педагогами, обучающимися, родителями (законными представителями).

Однако в привычный набор методов и подходов необходимо будет внести некоторые коррективы с учетом дистанционного режима.

Изменение режима образования предполагает выстраивание алгоритма организации взаимодействия педагогов-психологов с педагогическими работниками, обучающимися и их родителями (законными представителями), предусматривающего (Рекомендации для специалистов психологической службы в системе образования, в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)//письмо Минпросвещения России от 27 марта 2020 г. N 07-2446 "О направлении информации"): установление и поддержание контактов педагога-психолога с членами семей, педагогическими работниками и администрацией образовательных организаций (в том числе проведение опроса и установочного совещания по организации психолого-педагогической поддержки образования в условиях дистанционного режима обучения и распространения коронавируса);

проведение консультаций и мероприятий просветительского, методического, организационного характера, в том числе по проблемам организации учебной деятельности и досуга в домашних условиях, повышения мотивации обучающихся на участие в дистанционных занятиях, повышения адаптации субъектов образовательного процесса к новым условиям обучения, применения педагогических технологий, способствующих повышению эффективности удаленных форм учебных занятий. В сложившихся условиях в работе педагога-психолога рекомендуется предусматривать основные формы в дистанционном режиме:

психологическое просвещение в онлайн режиме. Практически у всех педагогов-психологов есть аккаунты в социальных сетях, многие ведут собственные сайты, сообщества в ВКонтакте, Одноклассниках, где можно осуществлять психологическое просвещение по актуальным вопросам. Проводить онлайн просвещение можно посредством создания интересного видеоконтента, прямых эфиров, вебинаров, видеоинструктирования, электронных библиотек, коллекций видеофильмов для организации психологического кинозала.

(в ред. распоряжения Минпросвещения России от 26.09.2023 N Р-206)

(см. текст в предыдущей редакции)

психологическая профилактика на удаленном доступе - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся (воспитанников), разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе и по вопросам психологического сопровождения дистанционного обучения, а также привитие навыков совладающего поведения всем субъектам образовательной среды; обучение их навыкам саморегуляции (разные возрастные, целевые группы) через вебинары, онлайн-трансляции.

психологическое дистантное консультирование предполагает - применение в практике педагога-психолога форм и методов экстренной и кризисной психологической помощи (в том числе в дистанционном формате) с целью быстрого снижения возможных негативных эффектов (паника, страхи, тревога, агрессивные проявления); - психологическое консультирование родителей и близких членов семей обучающегося, в том числе направленное на развитие умений справляться с изменившимися условиями жизни.

психологическая компьютерная диагностика возможна через психодиагностические порталы <7>, на которых с помощью методик, тестов, анкет можно провести диагностику и выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния детей дошкольного и школьного возраста, которые следует учитывать в процессе психологического сопровождения обучающихся в дистанционном режиме;

--------------------------------

<7> В Липецкой области работает психологический интернет-портал АТТИТЮД.РФ

- диагностика через сеть Интернет с возможностью сбора данных на едином ресурсе (например, социально-психологическое тестирование);

- создание онлайн опросов и тестов с помощью Интернет-конструкторов.

(в ред. распоряжения Минпросвещения России от 26.09.2023 N Р-206)

(см. текст в предыдущей редакции)

психологическая коррекционно-развивающая работа в дистанционном режиме может проходить в индивидуальном формате или групповом (через видеоконференсвязь) для обучающихся, испытывающих трудности в адаптации, развитии, поведении, в том числе работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, родители (законные представители) которых выступают тьюторами (помогают ребенку выполнять упражнения, которые демонстрирует педагог-психолог);

(в ред. распоряжения Минпросвещения России от 26.09.2023 N Р-206)

(см. текст в предыдущей редакции)

- при нахождении обучающихся вне образовательного учреждения рекомендуется предусматривать работу педагога-психолога совместно с социальным педагогом в онлайн-формате с семьями группы риска по предупреждению возникновения у несовершеннолетних социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения (употребление ПАВ, агрессивное и аутоагрессивное поведение, депрессивные состояния, попадание под влияние деструктивных сообществ (посредством сети Интернет), рост проявлений рискованного поведения и пр.);

- психологическая коррекция с использованием онлайн- и мобильных тренажеров, онлайн-игр (например, для коррекции и развития познавательных процессов).

экспертно-методическая деятельность в дистанционном режиме, включающая:

- разработку методических рекомендаций для участников образовательных отношений, программ, обобщения опыта по теме самообразования;

- помощь педагогам в выборе образовательных технологий, адекватных дистанционным условиям обучения, с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся;

- оказание психологической поддержки педагогам в проектной деятельности по совершенствованию дистанционного образовательного процесса;

- ведение документации в электронном формате (заполнение журналов, базы данных, отчетов по выполнению госзадания).

Форматы и технологии взаимодействия психологической службы на внутриведомственном и межведомственном уровне:

видеоконференцсвязь для проектного и оперативного взаимодействия специалистов психологической службы муниципального уровня и областного;

сетевое взаимодействие на объединенном региональном портале (например, в Липецкой области - портал: www.roditel48.ru);

единая библиотека нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность психологической службы на сайте Регионального ресурсного центра развития психологической службы региона (например, в Липецкой области - сайт Регионального ресурсного центра по развитию психологической службы: www.семья48.рф);

мобильное и безбумажное взаимодействие специалистов на внутриведомственном и межведомственном уровне (профессиональные группы в соцсетях и мессенджерах, объединяющих психологов разных ведомств и внутри системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях);

онлайн ресурсная карта специалистов психологической службы с возможностью взаимодействия с ними (навигатор муниципальных консультационных пунктов);

8-800-2000-122 - телефон доверия консультативной психологической помощи, оказываемой бесплатно и анонимно, и другие телефоны горячих линий по оказанию психолого-педагогической помощи.

В том случае, когда наблюдается кадровый дефицит психологической службы в общеобразовательных организациях региона и есть удаленные территории, в которых нет возможности осуществлять психолого-педагогическую помощь участникам образовательных отношений силами самих образовательных организаций, то областной или муниципальный центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения реализует эту деятельность с использованием возможностей IT-технологий по договору между Центром и образовательной организацией.

В качестве примера приведем опыт Государственной организации образования "Кузбасский региональный Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Здоровье и развитие личности" (г. Кемерово). Так, с целью оптимизации психологической помощи и непосредственно возможности ее получения и оказания психолого-педагогической поддержки в апреле 2020 года специалистами Центра "Здоровье и развитие личности" был создан сайт "Ты не один" и несколько колл-центров. Это сделано, в первую очередь, для возможности оказания психологической помощи в сложных жизненных ситуациях, предотвращения суицидальных поступков и других деструктивных форм поведения в формате онлайн работы и телефонного консультирования. Новый формат осуществления деятельности специалистов ГОО "Кузбасский РЦППМС" по психолого-педагогическому сопровождению позволил расширить возможности оказания психологической помощи для всех нуждающихся, в том числе в удаленных территориях области.