Взаимодействие со следственными органами

При обращении в психологическую службу следователей следственных отделов Следственного комитета Российской Федерации (далее - СК) с запросом о психологическом сопровождении следственных действий с участием несовершеннолетнего, обучающегося в данной ОО, психологическая служба проводит анализ запроса с точки зрения оценки компетенций, позволяющих осуществлять психологическое сопровождение следственных действий по данному запросу. В том случае, если по результатам проведенного анализа делается вывод о недостаточности соответствующих компетенций, то специалистами психологической службы до представителя СК доводится мотивированный отказ с четким обоснованием его причин.

Если по результатам проведенного анализа делается вывод о соответствии компетенций запросу представителя СК, - совместно со следователем может быть запланирована организация психологического сопровождения следственных действий с участием несовершеннолетнего. Дознаватели и следователи указанных подразделений МВД России в рамках расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, так же, как и сотрудники СК могут обращаться с запросом о психологическом сопровождении следственных действий с участием несовершеннолетнего.

Педагог-психолог знакомится с информацией о совершенном правонарушении несовершеннолетним или в отношении него, либо свидетелем которого он стал. В планировании проведения следственных действий учитывает необходимость проведения предварительной встречи с несовершеннолетним с целью установления с ним контакта, а также для оценки его психоэмоционального состояния и уровня развития. По результатам проведенной встречи предоставляет следователю рекомендации относительно характера проведения следственных действий с учетом выявленных особенностей его развития, а также с учетом его психоэмоционального состояния.

В ходе следственных действий педагог-психолог переформулирует для ребенка вопросы следователя с сохранением их смысла, в том случае если они не понятны ребенку, проясняет однозначность понимания ребенком и следователем определений и понятий, употребляемых в процессе допроса, оказывает по необходимости психологическую поддержку и помощь несовершеннолетнему перед допросом, во время его проведения и по его окончании.

Педагог-психолог в ходе проведения допроса оценивает изменения психоэмоционального состояния ребенка и при возникновении сильного эмоционального напряжения, тревоги или иных негативно окрашенных эмоций рекомендует прекратить допрос с целью профилактики вторичной психологической травматизации либо дает рекомендации следователю о необходимости перерыва в допросе в случае усталости или отвлекаемости несовершеннолетнего; оказывает помощь следователю в психологической коррекции агрессивного, конфликтного поведения несовершеннолетнего. По завершении допроса педагог-психолог дает рекомендации родителям (законным представителям) относительно характера взаимодействия с ребенком с учетом актуальной ситуации, а также относительно оптимизации его психоэмоционального состояния. В том случае, если ребенок обучается в той ОО, представителем которого являлся педагог-психолог, он принимается на сопровождение специалистом по месту своего обучения.