Модель психологической службы Кемеровской области - Кузбасса

В Кемеровской области - Кузбассе сложилась Централизованная модель организации психолого-педагогической помощи в системе образования, накоплен большой опыт ее работы, создана научно-методическая база, организована непрерывная профессиональная подготовка кадров, подготовлены квалифицированные специалисты. Централизованная модель организации психолого-педагогической помощи в системе образования Кемеровской области - Кузбасса представляет собой трехуровневую инфраструктуру.

На региональном уровне:

В Кемеровской области - Кузбассе Министерством образования и науки создана Государственная организация образования "Кузбасский региональный Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Здоровье и развитие личности" (далее - Центр "Здоровье и развитие личности") с территориальными отделениями в городских и муниципальных округах Кемеровской области - Кузбасса, которые распределены в соответствии со спецификой территориального расположения, численностью детского населения и его потребностью в психолого-педагогической помощи. Центр "Здоровье и развитие личности" представляет собой жесткую иерархическую систему оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которая позволяет обеспечить высокую централизацию управления, единый стандарт услуг, рациональное использование кадровых и финансовых ресурсов, прозрачность и достоверность результатов деятельности.

Территориальные отделения Центра "Здоровье и развитие личности" выполняют сходные функции, а также спрофилированы на выполнение определенного рода задач (отделение психолого-медико-педагогического обследования детей с отделами в городах Кемерово и Новокузнецк; отделение ранней помощи "Семья" - Новокузнецк, "Отдел судебных психологов" (Кемерово, головное подразделение), "Отдел профилактики правонарушений несовершеннолетних" (Кемерово, головное подразделение), "Детская общественная приемная" (Кемерово, головное подразделение), "Отдел восстановительных практик, медиации и служб примирения" (Кемерово, головное подразделение), "Отдел Дистанционного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения" (Новокузнецк), "Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия" (Кемерово); Территориальные психолого-медико-педагогические комиссии (в городах Кемерово, Новокузнецк, Гурьевский район).

- Координационный совет ППМСП - сопровождение в системе образования Кемеровской области - Кузбасса;

- подразделения ГОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования";

- ФГБОУ ВО "Кемеровский государственный университет";

- Ресурсные центры, созданные на базах общеобразовательных организаций;

- Региональные инновационные площадки в составе сетевых исследовательских проектов по здоровьесбережению;

- Подразделения профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, оказывающие психолого-педагогическую помощь участникам образовательных отношений;

- Некоммерческие организации и общественные профессиональные объединения.

На муниципальном уровне:

- Территориальные отделения Центра "Здоровье и развитие личности", осуществляющие функции координатора службы психолого-педагогической помощи образования округов, с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией и Консультационным Центром, ресурсными центрами на базах общеобразовательных организаций в структуре (при наличии);

- Дошкольные образовательные организации с консультационными пунктами в структуре;

- Муниципальные центры психолого-педагогической помощи (при наличии);

- Муниципальная психолого-медико-педагогическая комиссия (при наличии);

Отделы здоровьесберегающей направленности при муниципальных информационно-методических отделах и органах управления образованием, профессиональных образовательных организациях, осуществляющие функции координации учебно-методического обеспечения деятельности специалистов сопровождения дошкольных и общеобразовательных организаций, консультационных пунктов и организаций профессионального образования на территории своего муниципального образования;

- Другие муниципальные организации, оказывающие психолого-педагогическую помощь участникам образовательных отношений. Образовательные организации всех типов и видов, осуществляющие первичную и специализированную комплексную помощь участникам образовательных отношений в соответствии со своими уставными документами и законодательством в области образования Российской Федерации;

Учебно-методические центры, методические кабинеты, осуществляющие функции координации учебно-методического обеспечения деятельности специалистов сопровождения дошкольных и общеобразовательных организаций, консультационных пунктов и организаций профессионального образования на территории своего муниципального образования.

Централизованная модель Службы психолого-педагогической

помощи в системе образования Кемеровской области

00000005.png

Рис. 5. Модель психологической службы Кемеровской области

Информационное и организационное единство служб ПП-помощи в образовательных организациях муниципального уровня обеспечивает "Кузбасский РЦППМС" через осуществление следующих функций:

- организует и совместно со специалистами проводит социально-психологический мониторинг образовательной системы;

- проводит совещания, семинары, научно-практические конференции и другие мероприятия по вопросам психолого-педагогической помощи муниципальным организациям образования;

- реализует специализированные образовательные, исследовательские и научно-практические проекты и программы;

- осуществляет психологическую оценку образовательной среды в образовательных организациях;

- осуществляет информационное и организационное обеспечение деятельности специалистов сопровождения дошкольных и общеобразовательных организаций на территории муниципального образования;

- готовит методические рекомендации по вопросам оказания психолого-педагогической помощи всем субъектам образовательного процесса;

- создает методические объединения для участия в подготовке координационных планов и программ развития психолого-педагогической помощи.

На уровне образовательной организации:

Специалисты образовательных организаций всех типов и видов, осуществляющие первичную и специализированную комплексную помощь участникам образовательного процесса в соответствии со своими уставными документами и законодательством в области образования Российской Федерации: педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, медицинские работники образовательных организаций всех типов, работники консультационных пунктов, члены психолого-медико-педагогических консилиумов (ППк); медиаторы и кураторы школьных служб примирения.

Психологическая служба (в Кузбассе - Служба психолого-педагогической помощи) образовательной организации - является основой интеграции действий педагогов-психологов, учителей-предметников, социальных педагогов, медицинских и социальных работников, других специалистов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка, подростка, молодого человека на всех этапах обучения. Модель подразумевает создание специальных образовательных условий для детей с особыми образовательными потребностями в образовательных организациях Кемеровской области посредством реализации всех процессов управления единым центральным органом управления - Центр "Здоровье и развитие личности" во взаимодействии с муниципальными образовательными организациями, образовательными организациями, подведомственными Министерству образования и науки Кузбасса, организациями дополнительного профессионального образования.

Взаимодействие между Центром "Здоровье и развитие личности" и образовательными организациями осуществляется с учетом ведомственной подчиненности образовательных организаций и регулируется положением "О Службе психолого-педагогической помощи в системе образования Кузбасса" (приказ ДОиН КО от 25 декабря 2017 г. N 2369).

Взаимодействие Центра "Здоровье и развитие личности" с образовательными организациями и центрами психолого-педагогической помощи муниципального уровня строится на основах договоров социального партнерства, аутсорсинга, сетевого взаимодействия. Координация механизма реализации модели осуществляется специалистами Центра "Здоровье и развитие личности", которые осуществляют сбор информации о состоянии всех объектов управления, ее обработку и формируют команды управления.