Оказание помощи обучающимся группы риска

Для уточнения актуального состояния обучающихся, предположительно отнесенных к группе риска по суицидальному поведению на основании диагностических мероприятий, сбора информации или на основании их личного обращения к педагогу-психологу за помощью, необходима индивидуальная встреча с обучающимся. В работе может использоваться Карта кризисного состояния, отражающая основные пресуицидальные маркеры состояния. Перед встречей педагогом-психологом проводится подготовительный сбор информации от педагогов, вопросы для прояснения у педагогов касаются сфер учебы, отношений в семье, отношений в классе и настроения подростка.

Примерная структура беседы с обучающимся, предположительно относящимся к группе риска по суицидальному поведению на основании скрининга, строится на обсуждении и уточнении некоторых вопросов методик, использованных при фронтальном обследовании. Перед проведением психолог объясняет обучающемуся его цель ("Я бы хотел(а) задать тебе несколько уточняющих вопросов по поводу тестирования, которое проводилось в школе. Ты не против? Это займет у нас от пяти минут до получаса. Если у тебя есть какие-то вопросы по тестированию, я на них с удовольствием отвечу"). Перед проведением интервью важно создать атмосферу доверия и безопасности. Перечень вопросов для обсуждения представлен в Методических рекомендациях для педагогов-психологов общеобразовательных организаций по диагностике факторов риска развития кризисных состояний с суицидальными тенденциями у обучающихся.

Для оценки степени выраженности суицидальных тенденций выявляется наличие антивитальных переживаний, пассивных суицидальных мыслей, навязчивых мыслей о смерти, мысли о смерти сверхценного уровня (суицидальные замыслы, намерения).

Карта кризисного состояния с описанием проявлений и системой оценки представлена в Методических рекомендациях для педагогов-психологов общеобразовательных организаций по диагностике факторов риска развития кризисных состояний с суицидальными тенденциями у обучающихся.

Дальнейшее психолого-социальное сопровождение обучающихся группы риска может включать:

1) оповещение родителей (законных представителей) о наличии риска развития суицидального поведения и рекомендации по направлению в медицинские организации;

2) составление индивидуального плана психолого-педагогического сопровождения ребенка;

3) консультирование обучающегося в составе семьи на базе профильных организаций, оказывающих психологическую помощь лицам с суицидальными тенденциями, оказывающими кризисную психологическую помощь;

4) получение методической поддержки педагогом-психологом, в том числе супервизии сложных случаев.