Социальное развитие и морально-ценностная сфера

1

Методика "Сказочный семантический дифференциал"

Интегральный анализ отношения ребенка к персонажам позволяет определить специфику его морально-ценностной сферы. Количественные показатели характеризуют отношение ребенка к себе и другим, размерность категориального пространства межличностного восприятия, содержание и иерархию этих категорий, уровень самооценки и меры социализации. Для индивидуальной работы психолога

Дети 4 - 10 лет

Выявлены половозрастные различия когнитивной сложности межличностного восприятия и социализации. В каждой половозрастной группе для каждого показателя вычислены границы, определяющие его "нормальную" выраженность. Рассматриваются примеры индивидуальных семантических пространств.

Петренко В.Ф., Митина О.В. Методика "Сказочный семантический дифференциал": диагностические возможности//Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. N 6. С. 41 - 54. doi:10.17759/pse.2018230604

2018

Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

2

Опросник "Готовность подростков к самостоятельной жизни"

Оценка готовности подростков к самостоятельной жизни и развития их жизненных навыков в зависимости от среды воспитания

Подростки

Опросник основан на адаптации методики Ansell Casey Life Skills Assessment (ACLSA) Youth 4 - Version 4.0 [32]. Продемонстрирована надежность разработанного опросника, а также его конструктная и конвергентная валидность.

Шинина Т.В., Митина О.В. Разработка и апробация опросника "Готовность подростков к самостоятельной жизни": оценка и развитие жизненных навыков//Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. N 1. С. 50 - 68. doi:10.17759/pse.2019240104

2019

Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

3

Опросник "Поведенческие особенности антисоциальной креативности" (Русскоязычная версия опросника The Malevolent Creativity Behavior Scale, разработанного под руководством М. Ранко (с разрешения авторов оригинальной версии)

Антисоциальная креативность

Подростки от 14 лет и взрослые

Устойчивость - факторной структуры опросника - подтверждена на разных выборках испытуемых, проведена оценка конструктной валидности и ретестовой надежности. Анализируются различия с оригинальной версией опросника. Выборка стандартизации: осужденные за корыстные, агрессивно-корыстные и агрессивно-насильственные преступления; сотрудники силовых ведомств, футбольные болельщики; обучающиеся образовательных учреждений разного профиля г. Москвы

Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н., Митина О.В., Мешков И.А. Адаптация опросника "Поведенческие особенности антисоциальной креативности"//Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. N 6. С. 25 - 40. doi:10.17759/pse.2018230603

2018

Основная

1. Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления).

2. Подростки с ненормативными кризисами взросления.

3. Несовершеннолетние обучающиеся, признанные подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу.

4. Дети с отклонениями в поведении

4

Поливанова Н.И., Ривина И.В., Улановская И.М. "Методика конфликт"

Диагностическая методика оценки успешности групповой работы обучающихся в условиях задаваемого извне социокогнитивного конфликта

Начальная школа

Установлены дифференцирующие возможности данной методики на материале экспериментальных результатов различных школ Москвы.

Поливанова Н.И., Ривина И.В., Улановская И.М. Выявление умения обучающихся начальной школы действовать совместно в условиях социокогнитивного конфликта [Электронный ресурс]//Психолого-педагогические исследования. 2013. N 4. URL: http://psyedu.Polivanova_Rivina_Ulanovskaya.phtml (дата обращения: 16.11.2020)

2013

Условно рекомендуемая

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

5

Орел Е.А., Куликова А.А. Опросник социально-эмоциональных навыков.

Опросник оценки социально-эмоциональных навыков в начальной школе. Содержит три шкалы: Достижение целей, Работа с другими и Управление эмоциями.

Начальная школа

Разработан на основе модели Большой пятерки. Проведено два валидизационных исследования. Проверена конструктная валидность и надежность инструмента. Для анализа факторной структуры был использован конфирматорный и эксплораторный факторный анализ, а также методы современной теории тестирования, которые подтвердили заложенную факторную структуру. Доказана критериальная валидность инструмента.

Орел Е.А., Куликова А.А. Анализ психометрических характеристик инструмента оценки социально-эмоциональных навыков в начальной школе [Электронный ресурс]//Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. N 3. С. 8 - 17. doi:10.17759/jmfp.2018070301

2018

Основная

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

6

Р. Гудман "Сильные стороны и трудности" (ССТ)

Опросник оценки поведения, эмоциональной сферы и взаимоотношений со сверстниками детей и подростков

Дошкольники, подростки до 16 лет

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

1. Семенова Н.Б., Раменская Т.П., Долгушина Е.Е., Мартынова Т.Ф. Диагностика эмоционального состояния обучающихся в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия)/Методические рекомендации. - Красноярск, 2013. 40 с.

2. Слободская Е.Р. Психическое здоровье детей и подростков: распространенность отклонений и факторы риска и защиты//Вопросы психического здоровья детей и подростков: научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин. 2008. N 2 (8). С. 8 - 21.

2008, 2013

Условно рекомендуемая

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

7

Моросанова В.И. "Стиль саморегуляции поведения (детский) (ССПМД)"

Оценка регуляторно-личностных особенностей детей. Оцениваются следующие регуляторные процессы и свойства: планирование, моделирование, программирование, оценивание результата и личностные свойства - гибкость, самостоятельность, ответственность и общий уровень как сумма по всем шкалам.

Начальная школа

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито-Центр, 2015. 304 с.

2. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия//Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. N 4. С. 5 - 21. doi:10.17759/pse.2019240401

2015, 2019

Условно рекомендуемая

Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)

8

Методика диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) Н.Я. Семаго

Исследование субъективной оценки межличностных отношений

от 2,5 до 12 лет

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Семаго Н.Я. Диагностический Комплект психолога. Методика СОМОР. Москва, АП - КиППРО, 2007. - 8 с.

1999

Условно рекомендуемая

все

9

Гуткина Н.И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Исследование мотивационной и ценностной сферы

6 - 10 лет

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Гуткина Н.И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста//Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. N 3. С. 17 - 25.

2006

Условно рекомендуемая

все

10

Тест диагностики мотивации достижения у детей (МД-решетка Шмальта) (Афанасьева Н.В.)

Оценка выраженности мотивации достижения ребенка в различных сферах деятельности

9 - 11 лет

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Афанасьева, Н.В. Тест мотивации достижения детей 9 - 11 лет. МД-решетка Шмальта: практическое руководство/Н.В. Афанасьева. - [2-е изд., испр.]. - Москва: Когито-Центр, 2008. - 37, [1] с.

2008

Условно рекомендуемая

все

11

Метод мотивационной индукции Ж. Нюттена

Изучение структуры мотивационно-смысловой сферы школьников, временную перспективу будущего

с 10 лет

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего/Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. 608 с.

2004

Условно рекомендуемая

все

12

Тест аксиологической направленности школьников

А.В. Капцов

Диагностика ценностной сферы

5 - 11 класс

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Капцов А.В. Аксиологическая направленность личности: Руководство по применению теста. Методическое пособие. Изд. 3-е, доп. - Самара: ООО "ИПК "Содружество", 2007. - 44 с.

2007

Условно рекомендуемая

все

13

"Подростки о родителях" (модификация "ADOR" Шафера)

Изучение установок, поведения и методов воспитания детей родителями так, как видят их дети в подростковом возрасте

Подростки

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Вассерман Л.И., Горькавая И.А., Ромицина Е.Е. Тест подростки о родителях. - М. - СПб.: Фолиум, 1995.

1995

Условно рекомендуемая

все

14

Диагностика семейной адаптации и сплоченности (тест Д. Олсона, адапт. М. Перре)

Оценивает уровень семейной сплоченности и уровень семейной адаптации

с 12 лет

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов. СПб., 2003.

2008

Условно рекомендуемая

все

16

Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла

Диагностика особенностей личности человека

С 8 лет

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. - СПб.: Речь, 2001.

2001

Условно рекомендуемая

все

17

Тест школьной тревожности Филлипса

Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой

7 - 14 лет

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХМ", 2001. 672 с.

Условно рекомендуемая

все

18

Проективная методика для диагностики школьной тревожности, А.М. Прихожан (на основании методики Amen E.W., Renison N.)

Для диагностики школьной тревожности

6 - 9 лет

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж, 2000.

Условно рекомендуемая

все

19

Шкала явной тревожности для детей (CMAS) (адаптация А.М. Прихожан)

Изучение тревожности как относительно устойчивого образования

7 - 12 лет

Сведения о валидности и надежности методики уточняются

Прихожан А.М. Детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS)/Иностранная психология, 1995, N 8, С. 6467.

1994

Экспериментальная

все