III.2 Целевая группа "Одаренные дети"

Выделение целевой группы "Одаренные дети" позволяет обозначить обучающихся, обладающих высокими познавательными потребностями (мотивацией) и возможностями (способностями), значительно превышающими таковые у их сверстников.

Следует учитывать многообразие проявлений и траекторий развития одаренности в разных сферах деятельности (научной, учебной, социальной, художественной, музыкальной), в разных видах интеллектуальных и творческих способностей (вербально-логических, математических, образных) и достижений. На начальных этапах одаренность проявляется как потенциал, на более поздних этапах ее индикатором могут быть высокие достижения в том или ином виде деятельности, и только полностью развитый талант проявляется в выдающихся результатах в какой-то области деятельности.

Также целесообразно отметить важные позиции в современной трактовке одаренности.

К ним относятся:

- понимание того, что это, прежде всего, развивающаяся характеристика личности, и в период дошкольного и школьного возраста одаренность рассматривается как потенциал;

- понимание значимости взаимодействия как когнитивных, так и психосоциальных переменных, результатом которого и является превращение одаренности в те или иные таланты;

- представление о том, что одаренный ребенок, в первую очередь, отличается особой мотивационно-потребностной системой (мотивация саморазвития, увлеченность, стремление к совершенству), которая и ведет за собой развитие тех или иных способностей;

- появление высоких достижений у одаренных детей обусловлено сложным взаимодействием в процессе развития мотивационно-личностных качеств (мотивация саморазвития, увлеченность задачей, настойчивость, доверие к себе) и влияний среды (семья, сверстники, школа, социальное и культурное окружение).

Сложный характер этого взаимодействия затрудняет прогноз последующих достижений детей в учебе и взрослой жизни. В то же время такое понимание природы одаренности является научно обоснованной необходимостью организации психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в школе. Особая роль в обеспечении таких условий и организации психологической помощи в преодолении возможных проблем, связанных с особенностями развития одаренных школьников, принадлежит школьной психологической службе.

Выделим основные источники возникновения проблем, рисков и трудностей одаренных обучающихся в школе.