Порядок формирования открытого реестра психодиагностических методик, вызывающих доверие профессионального сообщества

Главным принципом включения психодиагностических методик в предлагаемый открытый реестр стал принцип доказательности: методика стандартизована (валидизирована на российской выборке для русскоязычных версий зарубежного инструментария) в соответствии с требованиями к валидному и надежному психодиагностическому инструментарию. Статистическое доказательство соответствия параметров методики требованиям к валидному и надежному инструментарию и результаты проведения процедур стандартизации подкрепляются ссылками на источники - статьи в научных журналах, отчеты о результатах исследований, монографии. При соблюдении этих условий в полном объеме методика фигурирует в Реестре как "основная".

Вместе с тем в настоящее время существует много методик, не прошедших все процедуры стандартизации, не проходивших их вообще или проходивших их достаточно давно, но широко используемых в практической деятельности и являющихся широко известными. Основанием для включения таких методик в Реестр стало частичное прохождение процедур стандартизации или же экспертные оценки. В этом случае методика названа в реестре "условно рекомендуемой", как указано выше.

Методика включалась в реестр как "экспериментальная", если нет достаточных сведений о валидности и надежности методики (или они получены из источников, не вызывающих полного доверия) и она еще мало применяется на практике; если она валидизирована для одного возрастного промежутка, но на практике применяется и для респондентов других возрастов; если сведения о валидности и/или надежности получены из надежных источников, но проверено мало параметров и стандартизация не завершена полностью. Строго говоря, применяться на практике может только верифицированный инструментарий.

Отметим, что представленные в Реестре психодиагностические методики в ряде случаев прошли экспертный отбор и могут рассматриваться как хорошая основа для организации или продолжения работы по валидизации этих методик с тем, чтобы они в перспективе могли быть включены в Реестр в статусе "основных". Например, Опросник склонности к агрессии Басса-Перри "BPAQ" (русскоязычная версия С.Н. Ениколопова, Н.П. Цыбульского) валидизирован для лиц старше 18 лет, но на практике часто применяется и для подростков моложе 18 лет, поэтому в Реестре для данного возрастного промежутка он фигурирует как экспериментальная методика.

Реестр является открытым, так как он рассчитан на развитие за счет нового валидного и надежного психодиагностического инструментария, который активно разрабатывается в настоящее время, а также за счет пополнения списка психодиагностических методик при переходе их из разряда "условно рекомендуемых" и "экспериментальных" в разряд "основных" после прохождения соответствующих процедур. Университетам и научным организациям рекомендуется начать систематическую работу по стандартизации и валидизации психодиагностического инструментария, а также сертификации специалистов, умеющих профессионально использовать этот инструментарий в научной и практической деятельности.