5.1 Определение источников угроз безопасности информации

5.1.1. В ходе оценки угроз безопасности информации должны быть определены возможные антропогенные источники угроз безопасности информации, к которым относятся лица (группа лиц), осуществляющие реализацию угроз безопасности информации путем несанкционированного доступа и (или) воздействия на информационные ресурсы и (или) компоненты систем и сетей, - актуальные нарушители.

5.1.2. Исходными данными для определения возможных актуальных нарушителей являются:

а) общий перечень угроз безопасности информации, содержащийся в банке данных угроз безопасности информации ФСТЭК России (bdu.fstec.ru), модели угроз безопасности информации, разрабатываемые ФСТЭК России в соответствии с подпунктом 4 пункта 8 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085, а также отраслевые (ведомственные, корпоративные) модели угроз безопасности информации;

б) описания векторов компьютерных атак, содержащихся в базах данных и иных источниках, опубликованных в сети "Интернет" (CAPEC, ATT&CK, OWASP, STIX, WASC и др.);

в) нормативные правовые акты Российской Федерации, в соответствии с которыми создается и функционирует система или сеть, содержащие описание назначения, задач (функций) систем и сетей, состав обрабатываемой информации и ее правовой режим;

г) документация на сети и системы (в части сведений о назначении и функциях, составе и архитектуре систем и сетей, о группах пользователей и уровне их полномочий и типах доступа, о внешних и внутренних интерфейсах);

д) договоры, соглашения или иные документы, содержащие условия использования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры центра обработки данных или облачной инфраструктуры поставщика услуг (в части персонала поставщика услуг, имеющего доступ к этой инфраструктуре, его прав и обязанностей, уровня полномочий и типов доступа);

е) результаты оценки ущерба (рисков), проведенной обладателем информации или оператором;

ж) негативные последствия от реализации (возникновения) угроз безопасности информации, определенные в соответствии с настоящей Методикой;

з) объекты воздействия угроз безопасности информации и виды воздействия на них, определенные в соответствии с настоящей Методикой.

Указанные исходные данные могут быть дополнены иными документами и сведениями с учетом особенностей области деятельности, в которой функционируют системы и сети.

5.1.3. На основе анализа исходных данных, а также результатов оценки возможных целей реализации нарушителями угроз безопасности информации определяются виды нарушителей, актуальных для систем и сетей.

Основными видами нарушителей, подлежащих оценке, являются:

специальные службы иностранных государств;

террористические, экстремистские группировки;

преступные группы (криминальные структуры);

отдельные физические лица (хакеры);

конкурирующие организации;

разработчики программных, программно-аппаратных средств;

лица, обеспечивающие поставку программных, программно-аппаратных средств, обеспечивающих систем;

поставщики услуг связи, вычислительных услуг;

лица, привлекаемые для установки, настройки, испытаний, пусконаладочных и иных видов работ;

лица, обеспечивающие функционирование систем и сетей или обеспечивающих систем оператора (администрация, охрана, уборщики и др.);

авторизованные пользователи систем и сетей;

системные администраторы и администраторы безопасности;

бывшие (уволенные) работники (пользователи).

Указанные виды нарушителей могут быть дополнены иными нарушителями с учетом особенностей области деятельности, в которой функционируют системы и сети. Для одной системы и сети актуальными могут являться нарушители нескольких видов.

5.1.4. Нарушители признаются актуальными для систем и сетей, когда возможные цели реализации ими угроз безопасности информации могут привести к определенным для систем и сетей негативным последствиям и соответствующим рискам (видам ущерба). Возможные цели реализации угроз безопасности информации нарушителями приведены в приложении 6 к настоящей Методике.

Пример соответствия нарушителей, возможных целей реализации ими угроз безопасности информации и возможных негативных последствий и видов рисков (ущерба) от их реализации (возникновения) приведен в приложении 7 к настоящей Методике.

5.1.5. Нарушители имеют разные уровни компетентности, оснащенности ресурсами и мотивации для реализации угроз безопасности информации. Совокупность данных характеристик определяет уровень возможностей нарушителей по реализации угроз безопасности информации.

В зависимости от уровня возможностей нарушители подразделяются на нарушителей, обладающих:

базовыми возможностями по реализации угроз безопасности информации (Н1);

базовыми повышенными возможностями по реализации угроз безопасности информации (Н2);

средними возможностями по реализации угроз безопасности информации (Н3);

высокими возможностями по реализации угроз безопасности информации (Н4).

Для одной системы или сети актуальными могут являться нарушители, имеющие разные уровни возможностей.

Уровни возможностей нарушителей по реализации угроз безопасности информации приведены в приложении 8 к настоящей Методике.

5.1.6. Для актуальных нарушителей должны быть определены их категории в зависимости от имеющихся прав и условий по доступу к системам и сетям, обусловленных архитектурой и условиями функционирования этих систем и сетей, а также от установленных возможностей нарушителей. При этом нарушители подразделяются на две категории (рисунок 5, 6):

внешние нарушители - нарушители, не имеющие прав доступа в контролируемую (охраняемую) зону (территорию) и (или) полномочий по доступу к информационным ресурсам и компонентам систем и сетей, требующим авторизации;

внутренние нарушители - нарушители, имеющие права доступа в контролируемую (охраняемую) зону (территорию) и (или) полномочия по автоматизированному доступу к информационным ресурсам и компонентам систем и сетей.

00000005.jpg

Рисунок 5. Внешний нарушитель при реализации угроз

безопасности информации

00000006.jpg

Рисунок 6. Внутренний нарушитель при реализации угроз

безопасности информации

Внутренние нарушители первоначально могут иметь разный уровень прав доступа к информационным ресурсам и компонентам систем и сетей (например, доступ в личный кабинет на сайте, исполнение обязанностей на автоматизированном рабочем месте, администрирование систем и сетей). К внутренним нарушителям относятся пользователи, имеющие как непривилегированные (пользовательские), так и привилегированные (административные) права доступа к информационным ресурсам и компонентам систем и сетей.

5.1.7. Внешние нарушители реализуют угрозы безопасности информации преднамеренно (преднамеренные угрозы безопасности информации) с использованием программных, программно-аппаратных средств или без использования таковых. Внутренние нарушители реализуют угрозы безопасности информации преднамеренно (преднамеренные угрозы безопасности информации) с использованием программных, программно-аппаратных средств или без использования таковых или непреднамеренно (непреднамеренные угрозы безопасности информации) без использования программных, программно-аппаратных средств.

Пример 4: к непреднамеренным угрозам безопасности информации могут относиться:

1) нарушение функционирования системы управления базы данных за счет ввода в поля данных информации, превышающей допустимый объем;

2) нарушение функционирования веб-ресурса за счет того, что системный <...>

5.1.8. В случае если к системам и сетям предъявлены требования к устойчивости и надежности функционирования (в части целостности и доступности информационных ресурсов и компонентов систем и сетей), дополнительно к антропогенным источникам угроз безопасности информации в качестве актуальных могут быть определены техногенные источники (физические явления, материальные объекты). Угрозы безопасности информации, связанные с техногенными источниками, включаются в модель угроз безопасности информации по решению обладателя информации или оператора систем и сетей.

Основными факторами возникновения угроз безопасности информации, связанными с техногенными источниками, могут являться:

а) недостатки качества, надежности программного обеспечения, программно-аппаратных средств, обеспечивающих обработку и хранение информации, их линий связи;

б) недостатки в работе обеспечивающих систем;

в) недоступность сервисов (услуг), предоставляемых сторонними организациями.

Возможность возникновения таких угроз определяется на основе статистики их возникновения за прошлые годы. В случае отсутствия указанной статистики возможно использование экспертной оценки.

Выявление техногенных источников должно осуществляться с учетом требований и правил, установленных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, национальными стандартами <1>, и не входит в область действия данной Методики.

--------------------------------

<1> Например, такими стандартами являются:

ГОСТ Р 22.0.05-2020 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения;

ГОСТ Р 51901.1-2002 Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем (с Поправкой).

5.1.9. По результатам определения источников угроз безопасности информации должны быть определены:

а) виды актуальных нарушителей и возможные цели реализации ими угроз безопасности информации, а также их возможности;

б) категории актуальных нарушителей, которые могут реализовывать угрозы безопасности информации, в том числе непреднамеренные угрозы.

При определении источников угроз безопасности информации необходимо исходить из предположения о наличии повышенной мотивации внешних и внутренних нарушителей, преднамеренно реализующих угрозы безопасности информации. Кроме того, необходимо учитывать, что такие виды нарушителей как специальные службы иностранных государств и террористические, экстремистские группировки могут привлекать (входить в сговор) внутренних нарушителей, в том числе обладающих привилегированными правами доступа. В этом случае уровень возможностей актуальных нарушителей будет определяться совокупностью возможностей нарушителей, входящих в сговор.

Примеры определения актуальных нарушителей при реализации угроз безопасности информации и соответствующие им виды нарушителей и их возможности приведены в приложении 9 к настоящей Методике.