VII. Переход к предоставлению региональных и муниципальных мер социальной поддержки в формате "Социальное казначейство"

VII. Переход к предоставлению региональных

и муниципальных мер социальной поддержки в формате

"Социальное казначейство"

Для обеспечения перехода к предоставлению мер социальной поддержки без сбора с граждан документов, предоставления мер социальной поддержки в максимально сжатые сроки и снижения материальных и трудовых затрат в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях на предоставление региональных и муниципальных мер социальной поддержки планируется создание организационно-технологической модели использования всеми исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления единой цифровой платформы и возможности передачи функций по назначению и предоставлению региональных и муниципальных мер социальной поддержки единой уполномоченной организации на федеральном уровне.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

"Социальное казначейство" является моделью предоставления мер социальной поддержки, оказания государственных услуг в сфере социальной защиты федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления посредством использования единой цифровой платформы, обеспечивающей реализацию принципов клиентоцентричности государства, адресности и эффективности мер социальной поддержки.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Реализация модели "Социальное казначейство" позволит предоставлять меры социальной поддержки на основании выявления жизненных обстоятельств у граждан без представления ими документов, за исключением необходимости представления заявления в случае невозможности по объективным причинам предоставления мер социальной поддержки в проактивном формате (формат "Социальное казначейство"), например, распоряжение материнским капиталом с выбором направления распоряжения. Также предоставление мер социальной поддержки будет осуществляться с минимальными трудозатратами и в сжатые сроки.

При этом исполнительные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления смогут более эффективно осуществлять свои полномочия по установлению конкретных мер социальной поддержки, исходя из социально-экономической ситуации за счет наличия необходимых данных для принятия решений по установлению категорий получателей и условий получения.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для перехода к предоставлению мер социальной поддержки в формате "Социальное казначейство" планируется реализовать следующие механизмы:

возможность использования единой цифровой платформы исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для назначения мер социальной поддержки, начиная от приема заявления гражданина на предоставление меры социальной поддержки до фактического ее оказания;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

возможность передачи отдельных функций Пенсионному фонду Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации) по предоставлению региональных и муниципальных мер социальной поддержки, осуществляемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

В соответствии с реализуемыми процессами при использовании единой цифровой платформы взаимодействие с гражданами будет осуществляться в электронном виде посредством единого портала, а также будет обеспечено межведомственное взаимодействие с государственными органами и организациями в электронном виде, необходимое для исключения сбора документов на бумажных носителях.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Предусматривается возможность использования исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления собственных информационных ресурсов, которые будут соответствовать требованиям, для обеспечения взаимодействия с гражданами в электронном виде.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Организация межведомственного взаимодействия при предоставлении мер социальной поддержки налажена должным образом не во всех субъектах Российской Федерации, требуются существенная доработка и дополнительное финансирование информационных систем (ресурсов) субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" информация о назначении гражданам мер социальной поддержки размещается назначающими их органами в собственных информационных ресурсах и впоследствии передается в единую государственную информационную систему социального обеспечения, что приводит к частичному дублированию сведений, в том числе персональных данных граждан.

У значительного количества исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, предоставляющих меры социальной поддержки, отсутствуют информационные системы, обеспечивающие выполнение функций по назначению и предоставлению мер социальной поддержки, существует потребность у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не только в передаче сведений из информационных ресурсов в единую государственную информационную систему социального обеспечения, но и в назначении и предоставлении мер социальной поддержки посредством данной системы.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Также большинство исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не имеют возможности получения в рамках межведомственного электронного взаимодействия необходимой информации при предоставлении мер социальной поддержки. Таким образом, граждане представляют документы на бумажных носителях, которые им необходимо получать в различных государственных органах посредством их посещения.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

В настоящее время на региональном уровне предоставляются меры социальной поддержки, количество которых достигает 20 тысяч и которые предоставляются исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, однако значительное количество мер социальной поддержки отсутствует на едином портале, что не позволяет гражданам взаимодействовать с исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде при получении мер социальной поддержки.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Предлагается введение подхода, при котором весь процесс от приема заявления гражданина о предоставлении мер социальной поддержки до фактического ее оказания осуществляется непосредственно в единой цифровой платформе.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Реализация указанных мероприятий планируется в том числе посредством внесения изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" в связи с законодательным закреплением правовых основ создания и функционирования единой цифровой платформы.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац исключен. - Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р.

(см. текст в предыдущей редакции)

Исполнительные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, организации, находящиеся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления, при назначении и предоставлении мер социальной поддержки вправе использовать собственные информационные системы.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Компоненты единой цифровой платформы могут использоваться субъектами Российской Федерации целиком в качестве замены собственных информационных систем по назначению и предоставлению мер социальной поддержки или частично. В последнем случае субъектам Российской Федерации обеспечивается возможность подключения к необходимым компонентам единой цифровой платформы для реализации необходимых процессов в собственных информационных системах.

При этом используемые собственные информационные системы должны обеспечивать:

обязательную передачу в единую цифровую платформу сведений, предусмотренных Федеральным законом "О государственной социальной помощи";

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

получение из единой цифровой платформы сведений, необходимых для назначения мер социальной поддержки;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

применение справочников, реестров и классификаторов, используемых в единой цифровой платформе;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

взаимодействие с информационными системами органов и организаций с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Единые требования к таким информационным системам для обеспечения информационного взаимодействия с единой цифровой платформой устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Основной процесс назначения и предоставления мер социальной поддержки включает в себя:

прием заявлений и иных документов от граждан для предоставления мер социальной поддержки;

формирование и ведение личных дел;

рассмотрение документов и принятие решения о предоставлении мер социальной поддержки;

расчет размера мер социальной поддержки;

уведомление гражданина о назначении мер социальной поддержки;

организация предоставления мер социальной поддержки в иной форме.

При этом использование единой цифровой платформы для назначения мер социальной поддержки исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления не предполагает дополнительных расходов средств бюджетов, так как вся необходимая функциональность по обеспечению процесса назначения мер социальной поддержки будет реализована в единой цифровой платформе.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Также это позволит исключить дублирование данных в информационных ресурсах поставщиков информации и в единой цифровой платформе, перенести место возникновения сведений, связанных с назначением мер социальной поддержки непосредственно в единой цифровой платформе и повысить степень защищенности персональных данных получателей мер социальной поддержки.

Кроме того, предлагаемые изменения позволят обеспечить автоматизацию процесса предоставления мер социальной поддержки, их корректность, достоверность, оперативность принятия решения соответствующими органами, обеспечат не только контроль за правильностью назначения мер социальной поддержки, но и за расходованием средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на указанные цели, а также оптимизируют для граждан процесс предоставления документов в соответствующие органы для получения государственной социальной помощи.

Использование единой цифровой платформы исполнительными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления позволит исключить запрос документов от гражданина за счет возможности получения данной информации в единой цифровой платформе, обеспечит возможность при назначении мер социальной поддержки за счет собственных источников устанавливать необходимые критерии нуждаемости.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Возможность передачи Пенсионному фонду Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации) отдельных функций по предоставлению региональных и муниципальных мер социальной поддержки обусловлена в том числе тем, что Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) уже имеет опыт предоставления различных социальных выплат (пенсий, средств материнского (семейного) капитала, ежемесячных денежных выплат, выплат семьям, имеющим детей) в беззаявительном порядке или с минимальным количеством документов (сведений). Пенсионным фондом Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации) реализуется принцип одного окна за счет обеспечения межведомственного взаимодействия, что существенно снижает нагрузку на граждан.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Исполнительные органы субъектов Российской Федерации наряду с осуществлением собственных полномочий в сфере социальной защиты (в рамках обязательств субъекта Российской Федерации) несут дополнительные расходы, связанные с содержанием штата сотрудников и финансированием организационных мероприятий при реализации переданных им полномочий Российской Федерации в указанной сфере. Кроме того, исполнительные органы субъектов Российской Федерации несут дополнительную нагрузку по сбору и обобщению отчетов об использовании средств федерального бюджета, предусмотренных им в виде субвенций, а также по направлению заявки на перечисление этих средств.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) имеет в субъектах Российской Федерации свои территориальные органы и самостоятельно без привлечения органов власти осуществляет предоставление гражданам указанных мер социальной поддержки и исполнение функций главного распорядителя выделяемых ему на эти цели средств федерального бюджета.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Наличие территориальных органов позволяет Пенсионному фонду Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации) осуществлять синхронизацию предоставления гражданам пенсий и других социальных выплат, избегать обращения граждан в различные инстанции (органы и службы), исключать временные и материальные затраты для них.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

В этой связи передача Пенсионному фонду Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации) отдельных функций по предоставлению соответствующих региональных и муниципальных мер социальной поддержки позволит упростить процедуру обращения граждан за их предоставлением, а также обеспечит оперативное информирование граждан, что создаст условия для дальнейшего назначения ряда мер социальной поддержки в беззаявительном порядке и в проактивном режиме.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

С учетом организационной и технической готовности Пенсионного фонда Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, готовности информационных систем, а также особенностей предоставления некоторых мер социальной поддержки и контингента их получателей переход на формат "Социальное казначейство" планируется в несколько этапов.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Этапность позволит своевременно подготовиться к соответствующей работе, в том числе исключить или минимизировать имеющиеся риски, и наиболее эффективно организовать работу в дальнейшем.

Абзацы сорок четвертый - пятидесятый исключены. - Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р.

(см. текст в предыдущей редакции)

Важнейшим этапом является совершенствование нормативно-правовой базы в сфере социального обеспечения, в рамках которого на законодательном уровне необходимо закрепить:

переход на назначение Пенсионным фондом Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации) отдельных мер социальной поддержки, осуществляемых в настоящее время исполнительными органами субъектов Российской Федерации в рамках переданных им полномочий Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

право исполнительных органов субъектов Российской Федерации передавать Пенсионному фонду Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации) на основании заключаемых соглашений осуществление части полномочий по назначению отдельных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.05.2023 N 1184-р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Реализация модели "Социальное казначейство" позволит расширить предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта с малоимущими семьями в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

При этом заключение и исполнение социальных контрактов должны осуществляться с использованием единой цифровой платформы и отражением следующей информации:

предмет социального контракта;

права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи;

виды и размер государственной социальной помощи;

порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;

срок действия социального контракта.

Единая цифровая платформа также позволит осуществлять мониторинг изменения материального состояния семей, с которыми заключен социальный контракт.