Обоснование данного требования

Деятельность по обследованию технического состояния зданий входит в сферу применения Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (п. 1 статьи 3). Статья 6 этого закона определяет, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований этого закона.

Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом) утверждается, опубликовывается и размещается в информационной системе общего пользования перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований этого Федерального закона.

В первый перечень входит ГОСТ 31937, во второй - СП 454.1325800.

Часто встречаются технические заключения, сделанные в соответствии с СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений". В явном виде этот документ не отменялся, но на данный момент он отсутствует как в первом (обязательном), так и во втором (добровольном) перечне. Т.е. он не содержит никаких требований (ни обязательных, ни добровольных), не является нормативно-техническим документом и не может применяться при принятии каких-либо решений, входящих в сферу применения Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, в том числе при установлении категории технического состояния отдельных конструкций и/или здания в целом. Он может использоваться в качестве методического документа, например, при проведении поверочных расчетов.

То же касается и ВСН 53-86(р) "Ведомственные строительные нормы. Правила оценки физического износа жилых зданий", ВСН 58-88(р) "Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения".

Кроме того, ст. 14 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" устанавливает, что к документам по стандартизации относятся:

1) документы национальной системы стандартизации;

2) общероссийские классификаторы;

3) стандарты организаций, в том числе технические условия;

4) своды правил;

5) документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

Таким образом, любые документы, отличные от вышеперечисленных, в том числе, часто используемые при проведении обследований и установлении категорий технического состояния отдельных конструкций и здания в целом упомянутые ведомственные строительные нормы, не являются нормативно-техническими документами и не могут применяться в таком качестве.

2.3 В результате обследования может быть установлена только одна из указанных в п. 1.5 настоящих Рекомендаций категорий технического состояния как отдельных строительных конструкций, так и здания в целом. Никакие другие категории технического состояния как отдельных строительных конструкций, так и здания в целом фигурировать в техническом заключении не могут.

2.4 Иногда по результатам проведенного обследования специализированные организации вычисляют физический износ отдельных строительных конструкций и здания в целом. Данная информация, в случае ее указания в техническом заключении, носит справочный характер и применяться при установлении категории технического состояния не может, т.к. на данный момент не существует способа, установленного действующим законодательством или нормативно-технической документацией, для перехода от физического износа к шкале категорий технических состояний, указанной в п. 1.5 Рекомендаций.

2.5 Встречаются случаи, когда в соответствии с документами, не являющимися действующими нормативно-техническими документами, определяются сроки (нормативные усредненные, максимальные и т.п.) эксплуатации отдельных строительных конструкций и здания в целом. Помимо распространяющихся и на этот случай положений п. 2.2 настоящих Рекомендаций следует отметить, что само по себе превышение каких бы то ни было сроков эксплуатации не является основанием для установления категории технического состояния. Особенно без учета условий эксплуатации. Таким образом, подобного рода информация может носить исключительно справочный характер.

2.6 Технические заключения должны обеспечивать хотя бы минимальный уровень обоснования установления категории технического состояния. В технических заключениях по результатам обследований, проведенных в соответствии с ГОСТ 31937, - это хотя бы наличие ведомости дефектов с их описанием и фотофиксацией.

2.7 В технических заключениях по результатам обследований, проведенных в соответствии с СП 454.1325800, проверяется наличие, документов, предусмотренных п. 5.2.15 этого свода правил:

а) титульного листа организации, выполнившей техническую оценку;

б) заполненной формы заключения в соответствии с приложением А к своду правил СП 454.1325800;

в) заполненной формы оценки "Фиксация дефектов несущих строительных конструкций жилого многоквартирного здания" в соответствии с приложением Б к своду правил СП 454.1325800;

г) общих выводов по результатам технической оценки.

2.2.8 В технических заключениях по результатам обследований, проведенных в соответствии с СП 454.1325800, проверяется выполнение требований:

- о необходимости осмотра и измерения контролируемых параметров не менее 10% (но не менее трех) несущих строительных конструкций каждого типа;

- о том, что выборка однотипных несущих строительных конструкций для проведения измерений контролируемых параметров должна включать элементы, расположенные в различных частях (помещениях) МКД.

2.2.9 По результатам проверки заполняется документ по форме Приложения к настоящим Рекомендациям.

Этот документ:

- может прилагаться к обращениям жителей в:

-- управляющую компанию;

-- органы муниципального жилищного контроля;

-- органы государственного жилищного надзора;

-- региональный исполнительный комитет ОНФ для осуществления общественного жилищного контроля;

- может быть использован совместно с аргументами и обоснованиями, приведенными в разделе 1 Рекомендаций при составлении жалоб, претензий, исковых заявлений.