III. Особенности реализации программ бакалавриата и специалитета

III. Особенности реализации программ бакалавриата

и специалитета

56. Основные профессиональные образовательные программы бакалавриата и специалитета имеют направленность (профиль), характеризующую их ориентацию на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющую их предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам их освоения.

Направленность (профиль) программы бакалавриата устанавливается образовательной организацией МЧС России в рамках направления подготовки либо в соответствии с направлением подготовки в целом.

Направленность (профиль) программы специалитета устанавливается специализациями соответствующего ФГОС. В случае отсутствия специализаций, установленных ФГОС, направленность (профиль) программы специалитета определяется ориентацией программы специалитета на области знания и (или) виды деятельности в рамках специальности либо соответствует специальности в целом.

По специальности, направлению подготовки может реализовываться несколько программ специалитета, программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль).

57. В структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки специалиста (бакалавра) выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

К обязательной части программы относятся дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование общепрофессиональных компетенций, установленных ФГОС, и профессиональных компетенций, установленных ПООП в качестве обязательных (при наличии). В обязательную часть программы включаются также дисциплины, указанные в ФГОС высшего образования.

Дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование универсальных компетенций, установленных ФГОС, могут включаться в обязательную часть программы.

В обязательную часть программы входит также государственная итоговая аттестация.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, создается образовательной организацией МЧС России и определяет специализацию (профиль) образовательной программы. Набор дисциплин (модулей), относящихся к части, формируемой участниками образовательных отношений программ, образовательная организация МЧС России определяет самостоятельно.

58. Основная профессиональная образовательная программа подготовки специалиста (бакалавра) включает общую характеристику образовательной программы, которая разрабатывается образовательными организациями МЧС России на основе ФГОС, ПООП (при наличии) и квалификационных требований по соответствующим направлениям подготовки. В общей характеристике основной профессиональной образовательной программы указываются:

1) квалификация, присваиваемая выпускникам;

2) вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники;

3) направленность (профиль) образовательной программы;

4) планируемые результаты освоения образовательной программы.

59. Основная профессиональная образовательная программа рассматривается на заседании ученого совета и утверждается начальником образовательной организации МЧС России.

60. При реализации основных профессиональных образовательных программ специалитета, бакалавриата образовательная организация МЧС России руководствуются следующим:

1) срок обучения исчисляется в годах, а объем основной профессиональной образовательной программы измеряется количеством зачетных единиц. Объем основной профессиональной образовательной программы (ее составной части) определяется как трудоемкость учебной нагрузки обучающегося при освоении основной профессиональной образовательной программы (ее составной части), включающей все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. Для измерения объема основной профессиональной образовательной программы и ее составных частей используется зачетная единица, представляющая собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося по всем видам учебной деятельности. Образовательная организация МЧС России самостоятельно устанавливает величину зачетной единицы в пределах от 33 до 40 академических часов или от 25 до 30 астрономических часов, если иное не установлено ФГОС. Установленная организацией величина зачетной единицы является единой в рамках учебного плана, а трудоемкость одного года обучения должна составлять не более 75 зачетных единиц, если иное не установлено ФГОС;

2) у курсантов первого курса обучения ФГБВОУ ВО "Академия гражданской защиты МЧС России" учебный год начинается 1 августа. До 1 сентября с ними проводятся учебные занятия по общевоенным и специальным дисциплинам, а также физической культуре (физической подготовке) в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы;

3) у курсантов первого курса обучения образовательных организаций МЧС России пожарно-технического профиля учебный год начинается с 1 сентября.

61. У курсантов образовательных организаций МЧС России, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 58 Порядка, допускается перенос начала учебного года, но не более чем на 2 месяца.

62. Государственная итоговая аттестация по программам специалитета, бакалавриата включает защиту ВКР, государственный экзамен (если он включен в состав государственной итоговой аттестации основной профессиональной образовательной программы).

63. ВКР выполняется в виде бакалаврской работы, дипломного проекта (работы, задачи).

Тематика ВКР ежегодно разрабатывается в образовательных организациях МЧС России, рассматривается на ученом совете и согласовывается с руководителями структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов и организаций МЧС России, в интересах которых осуществляется подготовка. Перечень тем подлежит ежегодному обновлению не менее чем на 20% с учетом актуальных задач, стоящих перед МЧС России, и передовых тенденций развития науки и техники.

Курсантам, студентам и слушателям предоставляется право выбора темы ВКР из утвержденного в образовательной организации МЧС России перечня тем, в том числе предложения своей тематики, при условии подтверждения целесообразности ее разработки ученым советом образовательной организации МЧС России.

Для подготовки ВКР за обучающимся (несколькими обучающимися, выполняющими ВКР совместно) распорядительным актом образовательной организации МЧС России закрепляется руководитель ВКР и, при необходимости, консультант (консультанты) из числа профессорско-преподавательского состава, научных работников образовательной организации МЧС России, представителей территориальных органов и организаций МЧС России (по согласованию), а также руководящего состава образовательной организации МЧС России, при этом за одним руководителем закрепляется не более восьми курсантов, студентов и слушателей по одной форме обучения.

По сложной и трудоемкой теме может разрабатываться комплексная ВКР, в выполнении которой участвуют два и более обучающихся. Для руководства комплексной работой один из руководителей назначается старшим.

Выполненные ВКР подлежат предварительному обсуждению (предварительной защите) на кафедре. Результаты предварительного обсуждения (предварительной защиты) ВКР на кафедре оформляются в виде отчета (протокола), содержащего перечень недостатков и рекомендаций каждому обучающемуся, а также общий анализ готовности групп обучающихся, выполняющих дипломные работы (проекты) на кафедре, к защите.

Завершенная ВКР с письменным отзывом руководителя представляется начальнику кафедры (заведующему кафедрой). В отзыве руководителя также отражается степень устранения недостатков, результат проверки на объем заимствования и выполнения рекомендаций по результатам предварительного обсуждения (предварительной защиты).

ВКР по программам специалитета подлежит рецензированию.

Вместе с индивидуальным заданием, рецензией и письменным отзывом руководителя ВКР представляется в государственную экзаменационную комиссию образовательной организации МЧС России для защиты.