Актуальные вопросы см. на сайте https://minstroyrf.gov.ru/trades/voprosy-i-otvety-dlya-testirovaniya-a-takzhe-voprosy-pismennogo-ekzamena/, пройти пробное тестирование можно по адресу https://www.minstroyrf.gov.ru/expert-testing/.

Автомобильные дороги

N

Вопросы

Варианты ответов

1

Что такое "дорожное ограждение"?

Дорожное ограждение - устройство, предназначенное для обеспечения движения транспорта с наименьшими рисками столкновений и съездов с дорог.

Дорожное ограждение - устройство, предназначенное для обеспечения скоростного движения транспорта с съездов дорог, предотвращения переезда через разделительную полосу.

Дорожное ограждение - устройство, предназначенное для предотвращения переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством.

Дорожное ограждение - устройство, предназначенное для предотвращения наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине в полосе отвода дороги, на разделительной полосе, снижения риска возможности падения пешеходов с дороги или мостового сооружения, а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть.

Дорожное ограждение - устройство, предназначенное для обеспечения скоростного движения транспорта и предотвращения выезда на разделительную полосу.

Дорожное ограждение - устройство, предназначенное для обеспечения движения транспорта и предотвращения наезда на разделительную полосу.

2

Что входит в определение понятия "дренаж"?

Дренаж - геотехническая конструкция, служащая для перехвата и отвода подземных или поверхностных вод.

Геотехническая конструкция, служащая для перехвата и отвода подземных или поверхностных вод, которая бывает - откосной, перехватывающей и подкюветной.

Дренаж - геотехническая конструкция, служащая для направленного отвода подземных или поверхностных вод.

Дренаж - конструкция, служащая для удаления по возможности поверхностных вод.

Дренаж - инженерная конструкция, служащая для перехвата и отвода подземных или поверхностных вод.

Дренаж - геотехническая конструкция, служащая для перехвата и отвода подземных или поверхностных вод. Различают: откосный, перехватывающий и подкюветный дренажи.

3

Что входит в определение понятия "капитальный ремонт автомобильной дороги"?

Капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и/или восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и/или их частей.

Капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и/или восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и/или их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги.

Капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и/или восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и/или их частей, при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

Капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и/или восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и/или их частей, при выполнении которых не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги и ее геометрические элементы.

Капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по реконструкции конструктивных элементов автомобильной дороги.

Капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по усилению или замене дорожных сооружений и/или их частей.

4

Дайте определение понятия "песчано-гравийная смесь"?

Песчано-гравийная смесь - дорожно-строительный материал определенного гранулометрического состава, отвечающий техническим требованиям и получаемый как продукт переработки и обогащения песчано-гравийной массы.

Песчано-гравийная смесь - природный песок с массовой долей гравийных зерен 30 - 60%.

Песчано-гравийные смеси характеризуют - содержанием гравия и песка в смеси, наибольшей крупностью зерен гравия, а также показателями, принятыми для оценки гравия и песка.

Песчано-гравийная смесь - дорожно-строительный материал определенного гранулометрического состава, отвечающий техническим требованиям и получаемый как продукт переработки и обогащения песчано-гравийной массы; природный песок с массовой долей гравийных зерен 10 - 50%.

Песчано-гравийная смесь - дорожно-строительный материал определенного гранулометрического состава, отвечающий техническим требованиям и получаемый как продукт переработки и обогащения песчано-гравийной массы; природный песок с массовой долей гравийных зерен до 40%.

Песчано-гравийная смесь - дорожно-строительный материал определенного гранулометрического состава, отвечающий техническим требованиям и получаемый как продукт переработки и обогащения песчано-гравийной массы; природный песок с массовой долей гравийных зерен до 20%.

5

Что входит в определение понятия "технологический регламент"?

Технологический регламент - документ технического регулирования, являющийся составной частью проекта производства работ (ППР).

Технологический регламент - документ технического регулирования, устанавливающий требования к технологическим процессам и последовательности их выполнения, способам и ресурсам для реализации этих процессов.

Технологический регламент - документ технического регулирования, разработанный с целью технологической обеспеченности качества с выявлением технологических особенностей конкретного объекта.

Технологический регламент - документ технического регулирования, являющийся составной частью проекта производства работ (ППР), содержащий методы контроля, оценки и корректировки основных параметров процессов при их выполнении и приемке.

Технологический регламент - документ технического регулирования, являющийся составной частью проекта организации строительства.

Технологический регламент - документ технического регулирования, являющийся составной частью проекта производства работ (ППР), разработанный с целью проектной обеспеченности качества с выявлением технологических особенностей конкретного объекта.

6

Как следует производить уплотнение грунта в стесненных условиях?

Уплотнение грунта в стесненных условиях при засыпке водопропускных труб, опор и в конусах мостов следует проводить с применением уплотняющих средств вибрационного, виброударного или ударного действия.

Уплотнение грунта трамбующими плитами на расстоянии менее 3 м от искусственных сооружений и при высоте засыпки над трубой менее 2 м не допускается.

Уплотнение грунта в стесненных условиях при засыпке водопропускных труб, опор и в конусах мостов следует проводить трамбующими плитами на расстоянии менее 4 м от искусственных сооружений и при высоте засыпки над трубой менее 2 м не допускается.

Уплотнение грунта в стесненных условиях при засыпке водопропускных труб, опор и в конусах мостов следует проводить трамбующими плитами на расстоянии не менее 3 м от искусственных сооружений и при высоте засыпки над трубой менее 1 м не допускается.

Уплотнение грунта в стесненных условиях при засыпке водопропускных труб, опор и в конусах мостов следует проводить с применением уплотняющих средств вибрационного, виброударного или ударного действия. Уплотнение трамбующими плитами на расстоянии менее 3 м от искусственных сооружений и при высоте засыпки над трубой менее 2 м не допускается.

Уплотнение грунта в стесненных условиях при засыпке водопропускных труб, опор и в конусах мостов следует проводить трамбующими плитами на расстоянии менее 4 м от искусственных сооружений и при высоте засыпки над трубой менее 3 м не допускается.

7

Как следует проводить на болотах замену слабого грунта в основании насыпи?

Замену слабого грунта в основании насыпи следует проводить на болотах типа I, как правило, в зимнее время с транспортированием грунта по возводимой насыпи и надвижкой грунта по способу "от себя".

Замену слабого грунта в основании насыпи следует проводить на болотах типа I, без его удаления с целью снижения неравномерности ее осадки следует устраивать в основании насыпи обойму или платформу из армирующих и дренирующих геоматериалов: тканых и нетканых геотекстилей, плоских геосеток в комбинации с объемными геоматериалами и др.

Замену слабого грунта в основании насыпи следует проводить на болотах типа II, как правило, в зимнее время с транспортированием грунта по возводимой насыпи и надвижкой грунта по способу "от себя".

Замену слабого грунта в основании насыпи следует проводить на болотах типа III, как правило, в зимнее время с транспортированием грунта по возводимой насыпи и надвижкой грунта по способу "от себя".

Замену слабого грунта в основании насыпи допускается проводить на болотах любого типа с транспортированием грунта по возводимой насыпи и надвижкой грунта по способу "от себя".

Замену слабого грунта в основании насыпи следует проводить на болотах типа VI, как правило, в зимнее время с транспортированием грунта по возводимой насыпи и надвижкой грунта по способу "от себя".

8

Какие связующие применяются при подборе состава для улучшения технических и технологических свойств грунтов?

При подборе состава для улучшения технических и технологических свойств грунтов, укрепленных: жидкими битумами, - следует применять известь.

При подборе состава для улучшения технических и технологических свойств грунтов, укрепленных: жидкими битумами, - следует применять сланцевую золу.

При подборе состава для улучшения технических и технологических свойств грунтов, укрепленных: жидкими битумами, - следует применять золы уноса сухого отбора.

При подборе состава для улучшения технических и технологических свойств грунтов, укрепленных: жидкими битумами, - следует применять золошлаковые смеси гидроудаления с добавками или без добавок извести.

При подборе состава для улучшения технических и технологических свойств грунтов, укрепленных: жидкими битумами, - следует применять катионактивные и анионактивные вещества (типа Э-1, кубовые остатки СЖК, второй жировой гудрон, госсиполовую смолу и др.).

При подборе состава для улучшения технических и технологических свойств грунтов, укрепленных: жидкими битумами, - следует применять гидравлический цемент.

9

Как определяется объем каменного материала в насыпном виде в зависимости от коэффициента запаса материала на уплотнение?

Объем каменного материала в насыпном виде следует определять с учетом коэффициента запаса на уплотнение.

Для песчано-гравийных (щебеночных) смесей оптимального зернового состава и щебня фракций 40 - 70 и 70 - 120 мм марки по прочности 800 и более коэффициент запаса материала на уплотнение следует ориентировочно принимать 1,25 - 1,3.

Коэффициент запаса шлака на уплотнение в зависимости от его плотности следует ориентировочно принимать 1,3 - 1,5.

Для песчано-гравийных (щебеночных) смесей оптимального зернового состава и щебня фракций 40 - 70 и 70 - 120 мм марки по прочности 800 и более коэффициент запаса материала на уплотнение следует ориентировочно принимать 1,25.

Объем каменного материала в насыпном виде следует определять с учетом коэффициента запаса на уплотнение. Для песчано-гравийных (щебеночных) смесей оптимального зернового состава и щебня фракций 40 - 70 и 70 - 120 мм марки по прочности 800 и более коэффициент запаса материала на уплотнение следует ориентировочно принимать 1,6.

Объем каменного материала в насыпном виде следует определять с учетом коэффициента запаса на уплотнение. Для песчано-гравийных (щебеночных) смесей оптимального зернового состава и щебня фракций 40 - 70 и 70 - 120 мм марки по прочности 800 и более коэффициент запаса материала на уплотнение следует ориентировочно принимать 2.

10

Как определяется перспективный период при назначении категорий дорог?

Перспективный период при назначении категорий дорог, выборе элементов плана, продольного и поперечного профилей принимают равным 20 годам.

При определении перспективного периода при назначении категорий дорог подъездные автомобильные дороги к промышленным предприятиям предусматривают на расчетный срок, соответствующий году достижения предприятием или его очередью полной проектной мощности, с учетом объема перевозок в период строительства предприятия.

Перспективный период для выбора дорожных одежд принимают с учетом межремонтных сроков их службы. За начальный год расчетного перспективного периода принимают год сдачи объекта в эксрплуатацию (или самостоятельного участка дороги).

Перспективный период при назначении категорий дорог, выборе элементов плана, продольного и поперечного профилей принимают равным 30 годам.

Перспективный период при назначении категорий дорог, выборе элементов плана, продольного и поперечного профилей принимают равным 10 годам.

Перспективный период при назначении категорий дорог, выборе элементов плана, продольного и поперечного профилей принимают равным 40 годам.

11

На какой расчетный срок рассчитываются подъездные автомобильные дороги к промышленным предприятиям?

Подъездные автомобильные дороги к промышленным предприятиям предусматривают на расчетный срок, соответствующий году достижения предприятием или его очередью полной проектной мощности, с учетом объема перевозок в период строительства предприятия.

Подъездные автомобильные дороги к промышленным предприятиям предусматривают на расчетный срок, соответствующий году достижения предприятием или его очередью полной проектной мощности.

Подъездные автомобильные дороги к промышленным предприятиям предусматривают на расчетный срок с учетом объема перевозок в период строительства предприятия.

Подъездные автомобильные дороги к промышленным предприятиям предусматривают на расчетный срок, равный 20 годам.

Подъездные автомобильные дороги к промышленным предприятиям предусматривают на расчетный срок, до пуска предприятия.

Подъездные автомобильные дороги к промышленным предприятиям предусматривают на расчетный срок, соответствующий году достижения предприятием или его очередью полной проектной мощности, без учета объема перевозок в период строительства предприятия.

12

На каких условиях осуществляется предоставление земельных участков для размещения автомобильных дорог?

Предоставление земельных участков для размещения автомобильных дорог, зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб, водоотводных, защитных и других сооружений, полос для размещения идущих вдоль дорог коммуникаций осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами по предоставлению земель.

Земельные участки, предоставленные на период строительства автомобильных дорог под притрассовые карьеры и резервы, размещение временных городков строителей, производственных баз, подъездных дорог и других нужд строительства, подлежат возврату землепользователям после приведения их в состояние, соответствующее положениям нормативных документов.

Предоставление земельных участков для размещения автомобильных дорог, зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб, водоотводных, защитных и других сооружений, полос для размещения идущих вдоль дорог коммуникаций осуществляется в соответствии с распоряжениями органов власти.

Земельные участки, предоставленные на период строительства автомобильных дорог под притрассовые карьеры и резервы, размещение временных городков строителей, производственных баз, подъездных дорог и других нужд строительства, не подлежат возврату землепользователям после приведения их в состояние, соответствующее положениям нормативных документов.

Предоставление земельных участков для размещения автомобильных дорог, зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб, водоотводных, защитных и других сооружений, полос для размещения идущих вдоль дорог коммуникаций осуществляется в соответствии с решением застройщика.

Предоставление земельных участков для размещения автомобильных дорог, зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб, водоотводных, защитных и других сооружений, полос для размещения идущих вдоль дорог коммуникаций осуществляется в соответствии заключением проектной организации.

13

Как принимаются расчетные скорости для трудных участков пересеченной и горной местности?

Расчетные скорости, для трудных участков пересеченной и горной местности, допускается принимать только при соответствующем технико-экономическом обосновании.

Расчетные скорости, для трудных участков пересеченной и горной местности, допускается принимать с учетом местных условий для каждого конкретного участка проектируемой дороги.

Расчетные скорости, для трудных участков пересеченной и горной местности на смежных участках автомобильных дорог не должны отличаться более чем на 20%.

Расчетные скорости, для трудных участков пересеченной и горной местности на смежных участках автомобильных дорог не должны отличаться более чем на 10%.

Расчетные скорости, для трудных участков пересеченной и горной местности на смежных участках автомобильных дорог не должны отличаться более чем на 30%.

Расчетные скорости, для трудных участков пересеченной и горной местности на смежных участках автомобильных дорог не должны отличаться более чем на 15%.

14

Какие уклоны допускаются на трудных участках дорог в горной местности?

На трудных участках дорог в горной местности допускаются затяжные уклоны (более 60%) с обязательным включением участков с уменьшенными продольными уклонами (20% и менее) или площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков, указанных в таблице 5.7. СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги" Размеры площадок для остановки автомобилей определяются расчетом, но должны назначаться не менее чем на 3 - 5 грузовых автомобилей, а выбор места их расположения определяют из условий безопасности стоянки, исключающей возможность появления осыпей, камнепадов и, по возможности, у источников воды. Независимо от наличия площадок на затяжных спусках с уклонами более 50% предусматривают противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8 - 1,0 км. Элементы противоаварийных съездов определяют расчетом из условия безопасной остановки автопоезда.

На трудных участках дорог в горной местности допускаются затяжные уклоны (более 60%) с обязательным включением участков с уменьшенными продольными уклонами (20% и менее) или площадок для остановки автомобилей.

На трудных участках дорог в горной местности допускаются затяжные уклоны (более) с обязательным включением участков с уменьшенными продольными уклонами (и менее) или площадок для остановки автомобилей при этом размеры площадок для остановки автомобилей определяются расчетом, но должны назначаться не менее чем на 3 - 5 грузовых автомобилей.

На трудных участках дорог в горной местности допускаются затяжные уклоны (более) с обязательным включением участков с уменьшенными продольными уклонами (и менее) или площадок для остановки автомобилей при этом независимо от наличия площадок на затяжных спусках с уклонами более предусматривают противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8 - 1,0 км.

На трудных участках дорог в горной местности допускаются затяжные уклоны с обязательным включением участков с уменьшенными продольными уклонами или площадок для остановки автомобилей при этом размеры площадок для остановки автомобилей определяются расчетом, но должны назначаться не менее чем на 2-4 грузовых автомобилей.

На трудных участках дорог в горной местности допускаются затяжные уклоны с обязательным включением участков с уменьшенными продольными уклонами или площадок для остановки автомобилей при этом независимо от наличия площадок на затяжных спусках с уклонами более предусматривают противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 1,0 - 1,2 км.

15

С учетом каких факторов назначают ширину насыпей автомобильных дорог поверху на участке примыкания к мостам и путепроводам?

Ширина насыпей автомобильных дорог поверху на участке примыкания к мостам и путепроводам длиной не менее 10 м должна превышать расстояние между перилами искусственных сооружений на 0,5 м в каждую сторону.

Переход от уширенного земляного полотна к нормативному выполняют на длине 15 - 25 м.

Ширина насыпей автомобильных дорог поверху на участке примыкания к мостам и путепроводам длиной не менее 10 м должна превышать расстояние между перилами искусственных сооружений на 0,8 м в каждую сторону.

При необходимости производят соответствующее уширение земляного полотна, а также уширение проезжей части до ширины проезжей части на мостах с учетом и полос безопасности; переход от уширенного земляного полотна к нормативному выполняют на длине 30 - 35 м.

Ширина насыпей автомобильных дорог поверху на участке примыкания к мостам и путепроводам длиной не менее 10 м должна превышать расстояние между перилами искусственных сооружений на 1,5 м в каждую сторону.

При необходимости производят соответствующее уширение земляного полотна, а также уширение проезжей части до ширины проезжей части на мостах с учетом и полос безопасности; переход от уширенного земляного полотна к нормативному выполняют на длине 34 м.

16

С учетом каких факторов назначают ширину разделительной полосы на участках дорог, где в перспективе может потребоваться увеличение числа полос движения?

Ширину разделительной полосы на участках дорог, где в перспективе может потребоваться увеличение числа полос движения, принимают равной: не менее 13,5 м для категории IА

Ширину разделительной полосы на участках дорог, где в перспективе может потребоваться увеличение числа полос движения, увеличивают на 7,5 м и принимают равной не менее 12,5 м - для дорог категории IБ.

Ширину разделительной полосы на участках дорог, где в перспективе может потребоваться увеличение числа полос движения, принимают равной не менее 10,5 м - для дорог категории IА.

Ширину разделительной полосы на участках дорог, где в перспективе может потребоваться увеличение числа полос движения, принимают равной не менее 8,5 м - для дорог категории IБ.

Ширину разделительной полосы на участках дорог, где в перспективе может потребоваться увеличение числа полос движения, принимают равной не менее 6,5 м - для дорог категории IБ.

Ширину разделительной полосы на участках дорог, где в перспективе может потребоваться увеличение числа полос движения, принимают равной не менее 15,5 м - для дорог категории IА.

17

С учетом каких факторов назначают ширину разделительной полосы на участках дорог категории I?

Ширину разделительной полосы на участках дорог категории I, проложенных в горной местности.

Ширину разделительной полосы на участках дорог категории I, проложенных на на искусственных сооружениях (мостах, путепроводах).

Ширину разделительной полосы на участках дорог категории I, при устройстве дорог в застроенных районах и т.п.

Разделительные полосы предусматривают с разрывами через 5 - 7 км для организации пропуска движения автотранспортных средств и для проезда специальных машин в периоды ремонта дорог. Величину разрыва устанавливают расчетом с учетом состава транспортного потока и радиуса поворота автомобиля или, если не производится расчет, величиной 30 м. В периоды, когда они не используются, их следует закрывать специальными съемными ограждающими устройствами.

Разделительные полосы предусматривают с разрывами через 8-10 км для организации пропуска движения автотранспортных средств и для проезда специальных машин в периоды ремонта дорог.

Ширину разделительной полосы на участках дорог категории I, на особо трудных участках дорог в горной местности, на больших мостах, при устройстве дорог в застроенных районах и т.п., при соответствующих технико-экономических обоснованиях допускается уменьшать до ширины, равной ширине полосы для установки ограждений плюс 4 м.

18

Какими следует принимать поперечные уклоны обочин при двускатном поперечном профиле?

Поперечные уклоны обочин при двускатном поперечном профиле следует принимать на 10 - 30 больше поперечных уклонов проезжей части.

Для районов с небольшой продолжительностью снегового покрова и отсутствием гололеда для обочин, укрепленных дернованием, может быть допущен уклон 50 - 80.

При устройстве земляного полотна из крупно- и среднезернистых песков, а также из тяжелых суглинистых грунтов и глин уклон обочин, укрепленных засевом трав, допускается принимать равным 40.

В зависимости от климатических условий и типа укрепления обочин допускаются следующие величины поперечных уклонов: 30 - 40 - при укреплении с применением вяжущих.

Поперечные уклоны обочин при двускатном поперечном профиле следует принимать на 10 - 30 больше поперечных уклонов проезжей части. В зависимости от климатических условий и типа укрепления обочин допускаются следующие величины поперечных уклонов: 40 - 60 - при укреплении гравием, щебнем, шлаком или замощении каменными материалами и бетонными плитами.

При устройстве земляного полотна из крупно- и среднезернистых песков, а также из тяжелых суглинистых грунтов и глин уклон обочин, укрепленных засевом трав, допускается принимать равным 60.

19

Какой следует предусматривать трассу вновь строящихся дорог?

Трассу вновь строящихся дорог, а при соответствующем технико-экономическом обосновании и реконструируемых дорог, следует предусматривать в виде плавной линии в пространстве.

Трассу вновь строящихся дорог, а при соответствующем технико-экономическом обосновании и реконструируемых дорог, следует предусматривать с учетом взаимной увязки элементов плана, продольного и поперечного профилей между собой и с окружающим ландшафтом.

Плавность дороги проверяют расчетом через видимую кривизну ведущей линии и видимую ширину проезжей части в экстремальной точке в картинной плоскости.

Трасса вновь строящихся дорог предусматривает переход от нормального уклона обочин при двускатном профиле к уклону проезжей части на протяжении 20 м до начала отгона виража.

Трасса вновь строящихся дорог предусматривает переход от нормального уклона обочин при двускатном профиле к уклону проезжей части на протяжении 5 м до начала отгона виража.

Трасса вновь строящихся дорог предусматривает переход от нормального уклона обочин при двускатном профиле к уклону проезжей части на протяжении 15 м до начала отгона виража.

20

Как определяется количество пересечений, съездов и въездов на автомобильных дорогах категорий I - III?

В целях уменьшения помех от местного движения, повышения скоростей, удобства и безопасности движения основных потоков на автомобильных дорогах категорий I - III, количество пересечений, съездов и въездов должно быть возможно меньшим.

Пересечения и примыкания на дорогах категории IА вне пределов населенных пунктов предусматривают не чаще чем через 10 км, на дорогах категорий IБ и II - 5 км, а на дорогах категории III - 2 км с учетом конкретных условий (застройка, начертание существующей сети дорог и т.д.).

В целях уменьшения помех от местного движения, повышения скоростей, удобства и безопасности движения основных потоков на автомобильных дорогах категорий I - III, количество пересечений, съездов и въездов должно быть возможно большим.

Пересечения и примыкания на дорогах категории IА вне пределов населенных пунктов предусматривают не чаще чем через 15 км, на дорогах категорий IБ и II - 5 км, а на дорогах категории III - 2 км с учетом конкретных условий (застройка, начертание существующей сети дорог и т.д.).

Пересечения и примыкания на дорогах категории IА вне пределов населенных пунктов предусматривают не чаще чем через 20 км.

Пересечения и примыкания на дорогах категории IА вне пределов населенных пунктов предусматривают не чаще чем через 10 км, на дорогах категорий IБ и II - 15 км, а на дорогах категории III - 2 км с учетом конкретных условий (застройка, начертание существующей сети дорог и т.д.).

21

Какие параметры должны учитываться при обустройстве площадки отдыха?

Площадки отдыха следует предусматривать через 15 - 20 км на дорогах категорий I - II, 25 - 35 км - на дорогах категории III и 45 - 55 км - на дорогах категории IV.

Вместимость площадок отдыха следует рассчитывать на одновременную остановку не менее 20 - 50 автомобилей на дорогах категории I при интенсивности движения до 30000 трансп. ед./сут, 10 - 15 - на дорогах категорий II и III, 10 - на дорогах категории IV.

При двустороннем размещении площадок отдыха на дорогах категории I их вместимость уменьшается вдвое по сравнению с указанной выше.

Площадки отдыха следует предусматривать через 15 - 20 км на дорогах категорий I - II, 35 - 45 км на дорогах категории III.

Вместимость площадок отдыха следует рассчитывать на одновременную остановку не менее 30 - 60 автомобилей на дорогах категории I при интенсивности движения до 30000 трансп. ед./сут.

Вместимость площадок отдыха следует рассчитывать на одновременную остановку не менее 20 - 50 автомобилей на дорогах категории I при интенсивности движения до 50000 трансп. ед./сут, 10 - 15 на дорогах категорий II и III, 10 - на дорогах категории IV.

22

Как проектируют пересечения и примыкания автомобильных дорог?

Пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне проектируют в виде: простых пересечений и примыканий при суммарной перспективной интенсивности движения менее 2000 приведенных ед./сут.

Пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне проектируют в виде: канализированных пересечений и примыканий с островками и зонами безопасности при суммарной перспективной интенсивности движения от 2000 до 8000 приведенных ед./сут.

Пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне проектируют в виде: кольцевых пересечений при суммарной перспективной интенсивности движения от 2000 до 8000 приведенных ед./сут.

Пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне проектируют при относительном равенстве интенсивностей движения на пересекающихся дорогах, при условии, что они отличаются не более чем на 20%, а количество автомобилей, совершающих левый поворот, составляет не менее 40% суммарной интенсивности движения на пересекающихся дорогах.

Пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне проектируют в виде: простых пересечений и примыканий при суммарной перспективной интенсивности движения менее 3000 приведенных ед./сут.

Пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне проектируют в виде: канализированных пересечений и примыканий с островками и зонами безопасности при суммарной перспективной интенсивности движения от 6000 до 10000 приведенных ед./сут.

23

На основе каких показателей осуществляется определение местоположения трассы строящейся автомобильной дороги?

При размещении автомобильной дороги и сооружений на ней определение местоположения трассы строящейся автомобильной дороги осуществляется на основе рассмотрения и сравнения альтернативных вариантов, включая вариант отказа от строительства.

Определение местоположения трассы строящейся автомобильной дороги осуществляется на основе материалов сравнения которые должны быть достоверны и обоснованы с учетом взаимосвязи различных экологических, экономических и социальных факторов.

При размещении автомобильной дороги и сооружений на ней определение местоположения трассы строящейся автомобильной дороги осуществляется на основе проектных решений.

При размещении автомобильной дороги и сооружений на ней определение местоположения трассы строящейся автомобильной дороги осуществляется на основе методических рекомендаций.

При сравнении вариантов размещения автомобильной дороги не рекомендуется учитывать возникающее перераспределение движения по участкам сети автомобильных дорог.

При размещении автомобильной дороги и сооружений на ней определение местоположения трассы строящейся автомобильной дороги осуществляется на основе сравнения экономических показателей.

24

Как определяют расстояние обзорности?

Расстояние обзорности соответствует расстоянию видимости из условия обгона и принимается не меньше 600 м.

На дорогах категорий III - V, если не предполагается в перспективе перевод дороги в более высокую категорию, можно уменьшить на дорогах категории III - до 400 м, на дорогах категории IV - до 300 м и на дорогах категории V - до 200 м.

Расстояние обзорности соответствует расстоянию видимости из условия обгона и принимается не меньше 800 м.

Расстояние обзорности на дорогах категорий III - V, если не предполагается в перспективе перевод дороги в более высокую категорию, можно уменьшить на дорогах категории III - до 600 м.

Расстояние обзорности соответствует расстоянию видимости из условия обгона и принимается не меньше 900 м.

Расстояние обзорности соответствует расстоянию видимости из условия обгона и принимается не меньше 1000 м.

25

В каких целях и исходя из каких факторов предусматривают Элементы соединительных ответвлений транспортных развязок?

Элементы соединительных ответвлений транспортных развязок в целях уменьшения общей площади их размещения предусматривают исходя из переменной скорости движения.

Правоповоротные съезды на пересечениях в разных уровнях предусматривают из условия обеспечения расчетных скоростей на них не менее 60 км/ч для съездов с дорог категорий I и II.

Правоповоротные съезды на пересечениях в разных уровнях предусматривают из условия обеспечения расчетных скоростей на них не менее 50 км/ч - с дорог категории III.

Радиусы кривых левоповоротных съездов пересечений и примыканий с элементами транспортных развязок типа "клеверный лист" следует принимать равными не менее 60 м для дорог категорий I и II.

Радиусы кривых левоповоротных съездов пересечений и примыканий с элементами транспортных развязок типа "клеверный лист" следует принимать равными не менее не менее 50 м для дорог категории III.

Элементы соединительных ответвлений транспортных развязок в целях уменьшения общей площади их размещения предусматривают исходя из постоянной скорости движения.

26

Как должна быть обеспечена видимость на вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорогах и подъездных дорогах к промышленным предприятиям?

На вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорогах и подъездных дорогах к промышленным предприятиям на переездах должна быть обеспечена видимость, при которой водитель автомобиля, находящегося от переезда на расстоянии не менее расстояния видимости для остановки мог видеть приближающийся к переезду поезд не менее чем за 400 м.

На вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорогах и подъездных дорогах к промышленным предприятиям на переездах должна быть обеспечена видимость, при которой машинист приближающегося поезда мог видеть середину переезда на расстоянии не менее 1000 м.

На вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорогах и подъездных дорогах к промышленным предприятиям на переездах должна быть обеспечена видимость, при которой водитель автомобиля, находящегося от переезда на расстоянии не менее расстояния видимости для остановки мог видеть приближающийся к переезду поезд не менее чем за 1400 м.

На вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорогах и подъездных дорогах к промышленным предприятиям на переездах должна быть обеспечена видимость, при которой машинист приближающегося поезда мог видеть середину переезда на расстоянии не менее 800 м.

На вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорогах и подъездных дорогах к промышленным предприятиям на переездах должна быть обеспечена видимость, при которой машинист мог видеть приближающегося поезда мог видеть середину переезда на расстоянии не менее 2000 м.

На вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорогах и подъездных дорогах к промышленным предприятиям на переездах должна быть обеспечена видимость, при которой водитель автомобиля, находящегося от переезда на расстоянии не менее расстояния видимости для остановки мог видеть приближающийся к переезду поезд не менее чем за 2000 м.

27

Равной какой величине принимают ширину проезжей части автомобильных дорог на пересечениях в одном уровне с железными дорогами?

Ширину проезжей части автомобильных дорог на пересечениях в одном уровне с железными дорогами принимают равной ширине проезжей части дороги на подходах к пересечениям.

Ширину проезжей части автомобильных дорог на пересечениях в одном уровне с железными дорогами принимают на автомобильных дорогах категории V - не менее 6,0 м на расстоянии 200 м в обе стороны от переезда.

Ширину проезжей части автомобильных дорог на пересечениях в одном уровне с железными дорогами принимают равной на автомобильных дорогах категории V - не менее 8,0 м на расстоянии 200 м в обе стороны от переезда.

Ширину проезжей части автомобильных дорог на пересечениях в одном уровне с железными дорогами принимают равной на автомобильных дорогах категории V - не менее 6,0 м на расстоянии 400 м в обе стороны от переезда.

Ширину проезжей части автомобильных дорог на пересечениях в одном уровне с железными дорогами принимают равной на автомобильных дорогах категории V - не менее 7,0 м на расстоянии 200 м в обе стороны от переезда.

Ширину проезжей части автомобильных дорог на пересечениях в одном уровне с железными дорогами принимают равной на автомобильных дорогах категории IV - не менее 6,0 м на расстоянии 200 м в обе стороны от переезда.

28

Какие переходно-скоростные полосы предусматривают на пересечениях и примыканиях в местах съездов на дорогах различных категорий?

Переходно-скоростные полосы проектируют на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах категорий I - III, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне: на дорогах категории I при интенсивности 50 приведенных ед./сут и более съезжающихили въезжающих на дорогу (соответственно для полосы торможения или разгона).

Переходно-скоростные полосы предусматривают на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах категорий I - III, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне: на дорогах категорий II и III - при интенсивности 200 приведенных ед./сут и более.

На транспортных развязках переходно-скоростные полосы для съездов, примыкающих к дорогамкатегорий I - III, проектируют обязательно

Переходно-скоростные полосы на дорогах категорий I - IV предусматривают в местах расположения площадок для остановок автобусов и троллейбусов, а на дорогах категорий I - III - также у автозаправочных станций и площадок для отдыха.

Переходно-скоростные полосы предусматривают на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах категорий I - III, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне: на дорогах категории I при интенсивности 150 приведенных ед./сут и более съезжающих или въезжающих на дорогу (соответственно для полосы торможения или разгона).

Переходно-скоростные полосы предусматривают на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах категорий I - III, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне: на дорогах категорий II и III - при интенсивности 400 приведенных ед./сут и более.

29

Какие элементы включает в себя земляное полотно?

Земляное полотно включает в себя следующие элементы: верхнюю часть земляного полотна (рабочий слой); тело насыпи (с откосными частями).

Земляное полотно включает в себя следующие элементы: основание насыпи; основание выемки.

Земляное полотно включает в себя следующие элементы: откосные части выемки; устройство для поверхностного водоотвода.

Земляное полотно включает в себя следующие элементы: верхнюю часть земляного полотна (рабочий слой); устройства для понижения или отвода грунтовых вод (дренаж); поддерживающие и защитные геотехнические устройства и конструкции, предназначенные для защиты земляного полотна от опасных геологических процессов (эрозии, абразии, селей, лавин, оползней и т.п.).

Земляное полотно включает в себя следующие элементы: нижнюю часть земляного полотна (рабочий слой); тело насыпи (с откосными частями).

Земляное полотно включает в себя следующие элементы: верхнюю часть земляного полотна (рабочий слой); тело насыпи (с откосными частями); основание насыпи; основание выемки; откосные части выемки; устройство для внутреннего водоотвода;

30

Для каких насыпей следует применять индивидуальные решения, а также индивидуальную привязку типовых решений?

Индивидуальные решения, а также индивидуальную привязку типовых решений следует применять: для насыпей с высотой откоса более 12 м.

Индивидуальные решения, а также индивидуальную привязку типовых решений следует применять: для насыпей на участках временного подтопления, а также при пересечении постоянных водоемов и водотоков; для насыпей, сооружаемых на болотах глубиной более 4 м с выторфовыванием или при наличии поперечных уклонов дна болота более 1:10.

Индивидуальные решения, а также индивидуальную привязку типовых решений следует применять: для насыпей, сооружаемых на слабых основаниях.

Индивидуальные решения, а также индивидуальную привязку типовых решений следует применять: при использовании в насыпях грунтов повышенной влажности.

Индивидуальные решения, а также индивидуальную привязку типовых решений следует применять: при возвышении поверхностей покрытия над расчетным уровнем воды.

Индивидуальные решения, а также индивидуальную привязку типовых решений следует применять: для насыпей с высотой откоса более 15 м.

31

К каким грунтам следует относить связные грунты?

К слабым следует относить связные грунты, имеющие прочность на сдвиг в условиях природного залегания менее 0,075 Мпа.

К слабым следует относить связные грунты, имеющие модуль осадки более 50 мм/м при нагрузке 0,25 МПа (модуль деформации ниже 5,0 МПа).

К слабым следует относить связные грунты, имеющие прочность на сдвиг в условиях природного залегания менее 0,085 МПа.

К слабым следует относить связные грунты, имеющие модуль осадки не более 50 мм/м при нагрузке 0,15 МПа (модуль деформации ниже 5,0 МПа).

К слабым следует относить связные грунты, имеющие прочность на сдвиг в условиях природного залегания менее 0,095 МПа.

К слабым следует относить связные грунты, имеющие прочность на сдвиг в условиях природного залегания более 0,075 МПа.

32

Чему равно возвышение поверхности покрытия дорожной одежды над уровнем подземных вод в слабо и среднезасоленных грунтах?

Возвышения поверхности покрытия дорожной одежды над уровнем подземных вод или в слабо- и среднезасоленных грунтах следует увеличивать на 20% (для суглинков и глин - 30%).

Возвышения поверхности покрытия дорожной одежды над уровнем подземных вод или в слабо- и среднезасоленных грунтах следует увеличивать при сильнозасоленных грунтах - 40 - 60%.

В районах постоянного искусственного орошения возвышение поверхности покрытия над зимне-весенним уровнем грунтовых вод в зонах IV, V следует увеличивать на 0,4 м, а в зоне III - на 0,2 м.

При невозможности или нецелесообразности обеспечения требуемого возвышения должны быть предусмотрены специальные меры по регулированию водно-теплового режима рабочего слоя (замена грунта, устройство прослоек, в том числе из геосинтетических материалов, и т.п.), обосновываемых соответствующими расчетами.

Возвышения поверхности покрытия дорожной одежды над уровнем подземных вод или в слабо- и среднезасоленных грунтах следует увеличивать на 60%.

В районах постоянного искусственного орошения возвышение поверхности покрытия над зимне-весенним уровнем грунтовых вод в зонах IV, V следует увеличивать на 0,8 м, а в зоне III - на 0,4 м.

33

Чему равно возвышение поверхности покрытия над зимне-весенним уровнем грунтовых вод?

В районах постоянного искусственного орошения возвышение поверхности покрытия над зимне-весенним уровнем грунтовых вод в зонах IV, V следует увеличивать на 0,4 м, а в зоне III - на 0,2 м.

В районах постоянного искусственного орошения возвышение поверхности покрытия над зимне-весенним уровнем грунтовых вод при невозможности или нецелесообразности обеспечения требуемого возвышения должны быть предусмотрены специальные меры по регулированию водно-теплового режима рабочего слоя (замена грунта, устройство прослоек, в том числе из геосинтетических материалов, и т.п.), обосновываемых соответствующими расчетами.

В районах постоянного искусственного орошения возвышение поверхности покрытия над зимне-весенним уровнем грунтовых вод в зонах IV, V следует увеличивать на 0,8 м, а в зоне III - на 0,2 м.

В районах постоянного искусственного орошения возвышение поверхности покрытия над зимне-весенним уровнем грунтовых вод в зонах IV, V следует увеличивать на 0,4 м, а в зоне III - на 0,4 м.

В районах постоянного искусственного орошения возвышение поверхности покрытия над зимне-весенним уровнем грунтовых вод в зонах IV, V следует увеличивать на 0,4 м, а в зоне III - на 0,6 м.

В районах постоянного искусственного орошения возвышение поверхности покрытия над зимне-весенним уровнем грунтовых вод в зоне IV следует увеличивать на 0,4 м, а в зоне III - на 0,8 м.

34

В каком случае разрешается без ограничений применять грунты и отходы промышленности?

Для устройства насыпей ниже границы рабочего слоя разрешается с учетом санитарных требований без ограничений применять грунты и отходы промышленности, мало меняющие прочность и устойчивость под воздействием погодно-климатических факторов (циклов увлажнения-высушивания, промерзания-оттаивания).

Для устройства насыпей ниже границы рабочего слоя разрешается с учетом Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и санитарных требований без ограничений применять грунты и отходы промышленности, мало меняющие прочность и устойчивость под воздействием погодно-климатических факторов (циклов увлажнения-высушивания, промерзания-оттаивания).

Для устройства насыпей ниже границы рабочего слоя разрешается без ограничений применять особые грунты, допускается применять, обосновывая их применение.

Для устройства насыпей ниже границы рабочего слоя не разрешается без ограничений применять грунты и отходы промышленности, мало меняющие прочность и устойчивость во времени.

Для устройства насыпей выше границы рабочего слоя разрешается без ограничений применять грунты и отходы промышленности, мало меняющие прочность и устойчивость под воздействием погодно-климатических факторов (циклов увлажнения-высушивания, промерзания-оттаивания).

Для устройства насыпей ниже границы рабочего слоя разрешается без ограничений применять крупнообломочные грунты с обломками более 0,5 м.

35

Какой фактор принимается за завершение интенсивной части осадки?

За завершение интенсивной части осадки допускается принимать момент достижения 90%-ной консолидации основания.

За завершение интенсивной части осадки допускается принимать момент достижения интенсивности осадки не более 2,0 см/год при дорожных одеждах капитального типа.

За завершение интенсивной части осадки разрешается уточнять допустимую интенсивность осадки на основе опыта эксплуатации дорог в тех или иных природных условиях.

За завершение интенсивной части осадки допускается принимать момент достижения 50%-ной консолидации основания или интенсивности осадки не более 2,0 см/год при дорожных одеждах капитального типа.

За завершение интенсивной части осадки допускается принимать момент достижения 90%-ной консолидации основания или интенсивности осадки не более 2,0 см/год при дорожных одеждах капитального типа и 50%-ной консолидации или интенсивности осадки не более 5,0 см/год при дорожных одеждах облегченного типа.

За завершение интенсивной части осадки допускается принимать момент достижения интенсивности осадки не более 15,0 см/год при дорожных одеждах облегченного типа.

36

Какие параметры следует определять расчетом для насыпей с высотой откосов более 12 м в зависимости от конкретных условий в целях обеспечения устойчивости насыпи и ее откосов?

Для насыпей с высотой откосов более 12 м в зависимости от конкретных условий в целях обеспечения устойчивости насыпи и ее откосов не следует определять расчетом.

Возможную осадку насыпи за счет ее доуплотнения под действием собственной массы и ход этой осадки во времени; очертание поперечного профиля, обеспечивающее устойчивость откосов насыпи.

Безопасную нагрузку на основание, исключающую процессы бокового выдавливания грунта.

Величину и ход во времени осадки основания насыпи за счет его уплотнения под нагрузкой от массы насыпи.

Для насыпей с высотой откосов не более 12 м в зависимости от конкретных условий в целях обеспечения устойчивости насыпи и ее откосов следует определять расчетом только по требованию экспертизы.

Возможную осадку насыпи за счет ее доуплотнения под действием оптимальной нагрузки на основание, исключающую процессы бокового выдавливания грунта.

37

Чему равно возвышение бровки насыпи над расчетным уровнем снегового покрова?

Возвышение бровки насыпи над расчетным уровнем снегового покрова необходимо назначать, м, не менее: 1,2 - для дорог категории I.

Возвышение бровки насыпи над расчетным уровнем снегового покрова необходимо назначать, м, не менее: 0,7 - для дорог категории II.

Возвышение бровки насыпи над расчетным уровнем снегового покрова необходимо назначать, м, не менее: 0,6 - для дорог категории III.

Возвышение бровки насыпи над расчетным уровнем снегового покрова необходимо назначать, м, не менее: 0,5 - для дорог категории IV.

Возвышение бровки насыпи над расчетным уровнем снегового покрова необходимо назначать, м, не менее: 0,4 - для дорог категории V.

Возвышение бровки насыпи над расчетным уровнем снегового покрова необходимо назначать, м, не менее: 2,2 - для дорог категории I.

38

Какими должны быть выемки глубиной до 1 метра в целях предохранения их от снежных заносов?

Выемки глубиной до 1 м в целях предохранения от снежных заносов предусматривают раскрытыми с крутизной откосов от 1:5 до 1:10.

Выемки глубиной до 1 м в целях предохранения от снежных заносов предусматривают разделанными под насыпь.

Выемки глубиной до 1 м в целях предохранения от снежных заносов на снегозаносимых участках предусматривают с крутыми откосами (1:1,5 - 1:2).

Выемки глубиной до 1 м в целях предохранения от снежных заносов предусматривают раскрытыми с крутизной откосов от 1:15 до 1:20 или разделанными под насыпь.

Выемки глубиной до 1 м в целях предохранения от снежных заносов предусматривают глубиной от 2 до 4 м.

Выемки глубиной до 2 м в целях предохранения от снежных заносов предусматривают раскрытыми с крутизной откосов от 1:5 до 1:10 или разделанными под насыпь.

39

Как следует обосновывать конструкции земляного полотна на косогорах?

Конструкции земляного полотна на косогорах следует обосновывать соответствующими расчетами с учетом устойчивости косогора как в природном состоянии, так и после сооружения дороги.

Конструкции земляного полотна на косогорах следует обосновывать соответствующими расчетами с учетом следующего фактора: На устойчивых горных склонах крутизной более 1:3 земляное полотно рекомендуется располагать на полке, врезанной в косогор. На склонах крутизной 1:10 - 1:5 земляное полотно следует устраивать в виде насыпи без устройства уступов в основании.

Конструкции земляного полотна на косогорах следует обосновывать соответствующими расчетами с учетом следующего фактора: При крутизне склонов от 1:5 до 1:3 земляное полотно устраивают в виде насыпи, полунасыпи-полувыемки либо на полке.

Конструкции земляного полотна на косогорах следует обосновывать соответствующими расчетами с учетом следующего фактора: В основании насыпи и полунасыпи-полувыемки устраивают уступы шириной 3 - 4 м и высотой до 1 м.

Конструкции земляного полотна на косогорах следует обосновывать соответствующими расчетами с учетом следующего фактора: В основании насыпи и полунасыпи-полувыемки устраивают уступы шириной 1-2 м и высотой до 2 м.

Конструкции земляного полотна на косогорах следует обосновывать соответствующими расчетами с учетом следующего фактора: На устойчивых горных склонах крутизной более 1:3 земляное полотно рекомендуется располагать на полке, врезанной в косогор. На склонах крутизной 1:10 - 1:5 земляное полотно следует устраивать в виде насыпи с устройством уступов в основании.

40

Что должна обеспечивать конструкция земляного полотна в районах подвижных песков и какие мероприятия предусматриваются для ее защиты?

Конструкция земляного полотна в районах подвижных песков должна обеспечивать условие минимальной заносимости песком.

Предусматривают мероприятия по предохранению земляного полотна от выдувания и образования песчаных заносов на полосе шириной 50 - 150 м в зависимости от рельефа местности, скорости направления ветра, степени подвижности песков, зависящей от закрепления поверхности растительностью.

При незаросшей и слабозаросшей поверхности песков земляное полотно предусматривают преимущественно в виде насыпей высотой 0,5 - 0,6 м, возводимых из резервов глубиной до 0,2 м.

Предусматривают мероприятия по предохранению земляного полотна от выдувания и образования песчаных заносов на полосе шириной 50 - 150 м в зависимости от рельефа местности.

Предусматривают мероприятия по предохранению земляного полотна от выдувания и образования песчаных заносов На участках с полузаросшей и заросшей поверхностью обеспечивают максимальное сохранение растительности и естественного рельефа прилегающей местности.

При незаросшей и слабозаросшей поверхности песков земляное полотно предусматривают преимущественно в виде насыпей высотой 0,7 - 0,8 м, возводимых из резервов глубиной до 0,5 м.

41

Какими принципами руководствуются, предусматривая земляное полотно на участках залегания вечномерзлых грунтов?

Земляное полотно на участках залегания вечномерзлых грунтов предусматривают, руководствуясь следующим принципом: обеспечение поднятия ВГВМГ (верхний горизонт вечномерзлых грунтов) не ниже подошвы насыпи и сохранение его на этом уровне в течение всего периода эксплуатации дороги.

Земляное полотно на участках залегания вечномерзлых грунтов предусматривают, руководствуясь следующим принципом: допущение оттаивания грунта деятельного слоя в основании насыпи в период эксплуатации дороги при условии ограничения осадок допустимыми пределами для конкретного типа покрытия.

Земляное полотно на участках залегания вечномерзлых грунтов предусматривают, руководствуясь следующим принципом: обеспечение предварительного оттаивания вечномерзлых грунтов и осушения дорожной полосы до возведения земляного полотна.

По первому принципу земляное полотно предусматривают на участках среднетемпературной вечной мерзлоты, сложенной сильнопросадочными и глинистыми грунтами влажностью ниже границы текучести в деятельном слое при капитальном типе дорожных одежд.

Второй принцип применяют в качестве одного из конкурирующих вариантов, оцениваемых по технико-экономическим показателям.

Третий принцип используют на участках высокотемпературной вечной мерзлоты островного распространения, когда невозможны заблаговременное оттаивание вечномерзлых грунтов и осушение дорожной полосы.

42

Какие мероприятия предусматривают для предохранения земляного полотна от переувлажнения поверхностными водами и размыва, а также для обеспечения производства работ по сооружению земляного полотна?

Для предохранения земляного полотна от переувлажнения поверхностными водами и размыва, а также для обеспечения производства работ по сооружению земляного полотна предусматривают системы поверхностного водоотвода.

Дно канав должно иметь продольный уклон не менее 5 и в исключительных случаях - не менее 3.

Вероятность превышения расчетных паводков при сооружении водоотводных канав и кюветов принимают для дорог категорий I и II - 2%, категории III - 3%, категорий IV и V - 4%, а при возведении водоотводных сооружений с поверхности мостов и дорог - для дорог категорий I и II - 1%, категории III - 2%, категорий IV и V - 3%.

Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.