Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 23.12.2020 N АКПИ20-588 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 161 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 декабря 2020 г. N АКПИ20-588

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Назаровой А.М.,

при секретаре Б.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНОПАРК Реал-Инвест" о признании недействующим абзаца первого пункта 161 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442,

установил:

согласно абзацу первому пункта 161 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, производитель электрической энергии (мощности) на розничных рынках в случаях, когда он является лицом, ответственным за снятие показаний прибора учета, передает показания приборов учета, не присоединенных к интеллектуальным системам учета электрической энергии (мощности), сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены принадлежащие им объекты по производству электрической энергии (мощности), а также гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположены такие объекты по производству электрической энергии (мощности) посредством телефонной связи, электронной почты или иных средств связи, согласованных с сетевой организацией (гарантирующим поставщиком), до окончания первого дня месяца, следующего за расчетным периодом, а также в виде электронного документа - акта снятия показаний расчетных приборов учета, подписанного электронной подписью в течение последующих 3 рабочих дней.

Общество с ограниченной ответственностью "ТЕХНОПАРК Реал-Инвест" (далее - ООО "ТЕХНОПАРК Реал-Инвест") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца первого пункта 161 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 1 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации в части ограничения возможности производителя электрической энергии передавать показания приборов учета в адрес сетевой организации, гарантирующего поставщика не напрямую производителем электрической энергии, а через третье лицо.

Как указывает административный истец, ООО "ТЕХНОПАРК Реал-Инвест" владеет на праве собственности генерирующим оборудованием, с использованием которого осуществляет выработку электрической энергии, является участником розничного рынка в зоне деятельности гарантирующего поставщика на территории Нижегородской области - ПАО "ТНС энерго НН". Объекты генерации административного истца присоединены к электрическим сетям сетевой организации на территории Нижегородской области - ПАО "МРСК Центра и Приволжья". Через электрические сети ПАО "МРСК Центра и Приволжья" часть вырабатываемой электрической энергии поступает потребителям, находящимся в зоне деятельности гарантирующего поставщика.

Изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 554 в Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, обязывают производителя электрической энергии передавать показания приборов учета в адрес сетевой организации и гарантирующего поставщика. Производитель электрической энергии, передав показания в адрес сетевой организации и гарантирующего поставщика через третье лицо посредством заключения с третьим лицом договора купли-продажи электрической энергии либо энергоснабжения, лишается в последующем права на получение денежных средств за отпущенную в сеть электроэнергию в зоне деятельности гарантирующего поставщика.

В суде представитель административного истца К. поддержала заявленные требования и пояснила суду, что Жилищный кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации позволяют кредитору (сетевой организации или гарантирующему поставщику) принимать исполнение от третьего лица. Оспариваемые положения нормативного правового акта обязывают исключительно производителя электрической энергии передавать показания приборов учета в адрес сетевой организации и гарантирующего поставщика, нарушая, помимо норм вышеуказанных федеральных законов, также принцип добросовестности участников гражданского оборота.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству энергетики Российской Федерации (поручение от 14 октября 2020 г. N ДГ-П9-12975).

Представитель Правительства Российской Федерации Г. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца ООО "ТЕХНОПАРК Реал-Инвест" К., административного ответчика Правительства Российской Федерации Г., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Устанавливая правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяя полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к полномочиям Правительства Российской Федерации относит утверждение основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, правил организации учета электрической энергии на розничных рынках (пункты 1 и 2 статьи 21).

Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации постановлением от 4 мая 2012 г. N 442 утвердило Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения), которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 г. N 1298.

Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 4 июня 2012 г., N 23.

Документ устанавливает правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, раздел X документа содержит правила организации учета электрической энергии на розничных рынках.

Регулируя вопросы организации учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, абзац первый пункта 161 Основных положений предусматривает обязанность производителя электрической энергии передавать показания приборов учета сетевой организации и гарантирующему поставщику на основании договора, что соответствует законодательству об электроэнергетике и не нарушает права административного истца.

Основными положениями функционирования розничных рынков в соответствии с пунктом 3 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" предусматриваются, в том числе: правила деятельности гарантирующих поставщиков; порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с организациями технологической инфраструктуры на розничных рынках; правила заключения договоров между потребителями электрической энергии (энергосбытовыми организациями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие в себя существенные условия указанных договоров.

Продажа электрической энергии (мощности) на розничном рынке производителем электрической энергии осуществляется при наличии заключенного договора купли-продажи электрической энергии (пункт 2 статьи 26 названного Федерального закона). Из содержания Правил организации учета электрической энергии на розничных рынках следует, что лицо, ответственное за снятие показаний прибора учета и их передачу, может определяться на основании договора.

Пункт 1 части 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует отношения, связанные с предоставлением потребителям коммунальных услуг. Приобретение управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, коммунальных ресурсов для последующего предоставления коммунальных услуг потребителям осуществляется на основании соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией (часть 6.2 статьи 155, часть 12 статьи 161).

Субъектами отношений, регулируемых абзацем первым пункта 161 Основных положений, являются сетевые организации, гарантирующий поставщик и производитель электрической энергии, в связи с чем оспариваемые положения нормативного правового акта не могут противоречить нормам жилищного законодательства.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта пункту 1 статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающему обязанность кредитора принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если исполнение обязательства возложено должником на указанное третье лицо, являются несостоятельными.

Согласно пункту 4 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила § 6. "Энергоснабжение" применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает приоритет в регулировании отношений, возникающих в связи с заключением и исполнением договоров энергоснабжения, законодательства об электроэнергетике.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "ТЕХНОПАРК Реал-Инвест" о признании недействующим абзаца первого пункта 161 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

Л.В.БОРИСОВА

А.М.НАЗАРОВА