Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 14 апреля 2016 г. N СА-4-18/6552@

О ПОРЯДКЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ВЫБОРА СРО И СОГЛАСОВАНИЯ

ПРОЕКТА РЕШЕНИЯ

В целях реализации Порядка выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 19.07.2007 N 351 и Приказа ФНС России от 13.12.2013 N ММВ-7-8/594@, совершенствования механизма инициирования уполномоченным органом дел о банкротстве и повышения эффективности процедур банкротства, Федеральная налоговая служба сообщает следующее.

1. На уровне центрального аппарата ФНС России в отношении должников всех групп и категорий осуществляется согласование смены саморегулируемой организации арбитражных управляющих (далее - СРО) в делах о банкротстве в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 11 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.08.2004 N 219, а также выбор СРО для указания в заявлении уполномоченного органа при подаче заявления в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом).

2. Письма Управлений ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - Управление) об инициировании уполномоченным органом процедуры банкротства представляются в Управление обеспечения процедур банкротства по всем должникам (на выбор СРО и/или согласование проектов решений о подаче в арбитражный суд заявлений о признании должников банкротами), в отношении которых истек 30-дневный срок с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника (за исключением должников, по которым принято решение об отложении подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, а также за исключением особой категории должников) один раз в месяц, по состоянию на первое число месяца, в первую неделю месяца по графику направления, согласно Приложению N 1 к настоящему письму.

В случае получения уведомлений федеральных органов исполнительной власти и внебюджетных фондов (их территориальных органов), выступающих кредиторами должника, о наличии задолженности по обязательным платежам или денежным обязательствам перед Российской Федерацией, материалы на выбор саморегулируемой организации арбитражных управляющих и/или согласование проекта решения о подаче должны быть представлены в центральный аппарат ФНС России до истечения 10 дней с даты получений данных уведомлений.

Письма Управлений об инициировании уполномоченным органом процедуры банкротства в отношении особой категории должников представляются в Управление обеспечения процедур банкротства в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника.

Для целей применения настоящего письма под особой категорией должников следует понимать:

- налогоплательщиков, задолженность которых образовалась по результатам налоговой проверки, в соответствии с письмом ФНС России от 20.02.2016 N ЕД-5-2/252дсп@;

- налогоплательщиков, налоговые обязательства которых превышают либо по итогам проводимой налоговой проверки могут превысить 100 млн. рублей, в случае если активов, свободных от обременения в виде обеспечения исполнения обязательств, заведомо недостаточно для покрытия налоговых обязательств;

- налогоплательщиков нефтяной, газовой, металлургической, химической, алкогольной отраслей; с видом экономической деятельности в области добычи и производства золота, изделий из золота, при наличии налоговых обязательств в размере, превышающем 300 млн. рублей;

- резидентов территорий (свободных, специальных, особых экономических зон), где действует специальный режим деятельности, в том числе в части налогообложения, при наличии налоговых обязательств в размере, превышающем 50 млн. рублей;

- иных значимых с точки зрения поступлений в бюджет налогоплательщиков, в отношении активов которых имеются судебные споры о взыскании, где истцом выступает кредитор с суммой задолженности свыше 10 млн. рублей (для Москвы и Санкт-Петербурга - 50 млн. рублей), и/или опубликовано уведомление о намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом).

В случае централизации на уровне Управления функций по обеспечению процедур банкротства указанная информация незамедлительно передается инспекциями на уровень Управления.

3. При подготовке материалов для инициирования процедур банкротства с соблюдением сроков, установленных пунктом 2 Порядка, утвержденного постановлением правительства РФ от 29.05.2004 N 257, и пунктом 2 настоящего письма, территориальным налоговым органам в первую очередь необходимо руководствоваться задачей по обеспечению поступления денежных средств в бюджет в результате погашения налогоплательщиком задолженности после принятия уполномоченным органом решения о подаче заявления либо в ходе дела о банкротстве, как в добровольном порядке, так и за счет пополнения конкурсной массы в процедуре банкротства.

По результатам всестороннего анализа имущественного состояния как должника, так и его контролирующих лиц, дебиторов и лиц, с которыми заключены возможные к оспариванию в пользу должника сделки; финансово-хозяйственной деятельности должника; схемы товарных и денежных потоков, схемы владения и управления должником, территориальные налоговые органы должны определить суммы гарантированных поступлений в конкурсную массу и установить экономическую целесообразность введения процедуры банкротства. При анализе также необходимо учитывать обязательства должника перед иными кредиторами, в том числе кредитными организациями, и наличие обеспечения таких обязательств, в том числе залогового имущества.

Подготовка данных материалов должна вестись заблаговременно:

- в отношении налогоплательщиков, задолженность которых образовалась по результатам контрольных мероприятий - в соответствии с письмом ФНС России от 20.02.2016 N ЕД-5-2/252дсп@ (в том числе по камеральной налоговой проверке, с момента выявления в ходе проверки и до оформления ее результатов, нарушений, которые могут повлечь возникновение задолженности в размере, достаточном для инициирования процедуры банкротства);

- в отношении иных лиц, с момента неисполнения требования об уплате налога и сбора - если исходя из суммы неуплаченного в срок налога, общего состояния платежной дисциплины налогоплательщика и иных известных налоговому органу обстоятельств возможно возникновение признаков банкротства данного лица.

В случае централизации на уровне Управления функций по обеспечению процедур банкротства указанная информация незамедлительно передается инспекциями на уровень Управления.

Примерная последовательность действий и порядка принятия управленческих решений уполномоченным органом приведена в Приложении N 2 (блок-схема).

4. В случаях если должники отвечают признакам недействующего юридического лица, установленным Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и отсутствует возможность взыскания задолженности (что должно быть подтверждено результатами исполнительного производства), в том числе в процедуре банкротства, что должно быть подтверждено результатами анализа, произведенного в соответствии с пунктом 3 настоящего письма, оформленным в форме Заключения об отсутствии возможности взыскания задолженности в процедуре банкротства (Приложение N 5 к настоящему письму), территориальные налоговые органы осуществляют процедуру, предусмотренную ст. 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с осуществлением привлечения руководителя должника к административной ответственности в соответствии с пунктами 5 и 5.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В отношении отсутствующих должников, не удовлетворяющих требованиям статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и не обладающих активами и иными источниками пополнения конкурсной массы, территориальным органам необходимо принимать решение об отложении подачи заявления на срок до 1,5 лет, независимо от суммы их задолженности перед Российской Федерацией, в соответствии с подпунктом г) пункта 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257.

В период действия решения об отложении подачи, налоговые органы осуществляют контроль погашения задолженности, с одновременным осуществлением привлечения руководителя должника к административной ответственности в соответствии с пунктами 5 и 5.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; в случае непогашения должником задолженности в течение срока, на который уполномоченным органом принято решение об отложении подачи, материалы для инициирования в отношении такого должника процедуры банкротства, должны быть представлены в ФНС России с соблюдением требований настоящего письма в течение пяти рабочих дней с момента истечения срока отложения (за исключением случаев, если в отношении должника принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ в соответствии с абзацем 1 настоящего пункта).

5. Согласование проектов решений о подаче в арбитражный суд заявлений о признании должников несостоятельными (банкротами) осуществляется на уровне центрального аппарата ФНС России в случае если выбор СРО по ним осуществляется из:

- федерального списка СРО - должники 1 группы, стратегические предприятия и организации, субъекты естественных монополий,

- регионального списка СРО - действующие должники 2 группы,

- регионального списка СРО - только те действующие должники 3 группы, которые отвечают хотя бы одному из следующих критериев:

1) в состав задолженности которых вошли суммы доначислений по выездной налоговой проверке в размере более 10 млн. рублей (для Санкт-Петербурга и Москвы - свыше 50 млн. рублей),

2) в отношении которых планируются суммы доначислений по выездной налоговой проверке в размере более 10 млн. рублей (для Санкт-Петербурга и Москвы - свыше 50 млн. рублей),

3) балансовые активы должника за один любой год из последних 3 лет, предшествующих дате направления материалов, составляли свыше 100 млн. рублей.

По иным должникам - юридическим лицам решения о подаче в арбитражный суд заявлений о признании должников несостоятельными (банкротами), основанные на всестороннем анализе имущественного состояния, финансово-хозяйственной деятельности должника и обеспечивающие поступления в бюджет в результате погашения задолженности в добровольном либо в судебном порядке по факту инициирования процедуры банкротства в соответствии с пунктом 3 настоящего письма, принимаются Управлениями, материалы по ним представляются только для осуществления выбора СРО.

При этом, в случае установления невозможности пополнения конкурсной массы должника, материалы направляются Управлениями только для выбора СРО, с указанием применения к ним положений статьи 230 Закона о банкротстве.

В этом случае в заявлении уполномоченного органа о признании должника несостоятельным (банкротом) в обязательном порядке указывается на невозможность финансирования процедуры банкротства из средств федерального бюджета и отсутствие возможности покрытия судебных расходов в связи с делом о банкротстве. В случае введения по таким заявлениям процедуры банкротства, информация по делам представляется Управлениями в центральный аппарат ФНС России в соответствии с приказом ФНС России от 09.02.2011 N ММВ-7-7/147@, как в отношении дел, имеющих значение для формирования судебной практики.

В случае возврата ФНС России материалов на доработку, Управлениям необходимо в двухнедельный срок с момента получения такого письма, устранить выявленные нарушения и недочеты и представить доработанный в соответствии с требованиями данного письма проект решения о подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом на согласование.

6. Приложение N 3 к настоящему письму представляется Управлениями при направлении в центральный аппарат материалов для смены СРО, выбора СРО и/или согласования проектов решений, порядок заполнения данного приложения регламентирован Приложением N 4.

Кроме того, Управлениями при направлении писем о согласовании центральным аппаратом проектов решений о подаче заявлений, в отношении каждого должника должны быть представлены Заключения Управления о возможности взыскания задолженности в процедуре банкротства, оформленные отдельным документом и подписанные руководителем (заместителем руководителя) Управления по форме, согласно Приложению N 5, а также проекты решений о подаче в арбитражный суд заявления о признании должника несостоятельным (банкротом).

Приложение N 6 "Краткая информация о банкротстве юридического лица" к настоящему письму здесь и для всех ссылок в письмах ФНС России заменяет ранее действовавшее приложение N 2 к письму ФНС России от 08.10.2015 N СА-4-18/17552@, и подлежит представлению Управлениями при направлении на согласование материалов и позиций, установленных приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/663@.

При формировании регистрационной карточки Lotus в строке "Краткое содержание" необходимо указывать суть направления материалов - "СОГЛАСОВАНИЕ проекта решения и выбор СРО - группа N...", "ТОЛЬКО ВЫБОР СРО - группа N ..." или "СМЕНА СРО - группа N..." соответственно.

При формировании регистрационной карточки Lotus по особой категории должников в строке "Краткое содержание" необходимо указывать "СОГЛАСОВАНИЕ проекта решения и выбор СРО по особой категории должников, группа N ...".

После получения письма ФНС России о согласовании проекта решения налоговый орган принимает решение о подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом в течение 3-х рабочих дней.

С момента получения настоящего письма положения писем ФНС России от 27.11.2013 N СА-4-14/21159@, от 08.10.2015 N СА-4-18/17552@, от 22.12.2015 N СА-4-18/22465@, за исключением Приложения N 3 (перечень представляемых документов) и специальной части о стратегических предприятиях и организациях, направляемых на согласование в Управление урегулирования задолженности ФНС России, применению не подлежат.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.А.АРАКЕЛОВ

<Письмо> ФНС России от 14.04.2016 N СА-4-18/6552@ "О порядке представления документов для выбора СРО и согласования проекта решения" (вместе с "Графиком представления писем Управлений ФНС России по субъекту РФ для осуществления центральным аппаратом ФНС России выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих и согласования проекта решения о подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом", "Порядком заполнения формы приложения N 3 (сводная таблица) "Проекты решений о подаче заявлений уполномоченного органа в арбитражный суд о признании должников банкротами, выбору СРО, а также по смене СРО") Приложение N 1. График представления писем Управлений ФНС России по субъекту РФ для осуществления центральным аппаратом ФНС России выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих и согласования проекта решения о подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом