Срок действия документа ограничен 1 января 2027 года.

Требования к проведению сливо-наливных операций

163. СУГ поставляют на АГЗС в специальных автомобильных цистернах либо по трубопроводу из технологически связанного с АЗС промышленного объекта хранения СУГ.

164. Слив СУГ из автомобильных цистерн в резервуары осуществляется в светлое время суток или при обеспечении необходимого освещения, соответствующего освещенности в светлое время суток, с соблюдением требований Правил.

165. Работы по сливу-наливу СУГ/СПГ производятся по решению технического руководителя АГЗС (руководителя АГЗС). Количество работников, выполняющих первоначальный слив СУГ/СПГ из автомобильных цистерн, должно быть не менее трех человек. Наполнение резервуаров СУГ/СПГ из автоцистерн при эксплуатации автозаправочных станций разрешается проводить бригадой из двух работников, при наличии быстросъемных соединений - одним работником.

Руководство указанными работами допускается поручать наиболее квалифицированному работнику.

Выполнение сливо-наливных операций во время грозы и при проведении огневых работ не допускается.

166. Для сливо-наливных операций применяются соединительные рукава, соответствующие требованиям технических условий, допускающих их применение для СУГ.

167. В процессе эксплуатации должны быть обеспечены проведение осмотра, испытаний и отбраковка соединительных рукавов, используемых при сливо-наливных операциях.

168. Соединительные рукава, применяемые при сливо-наливных операциях, не должны иметь трещин, надрезов, вздутий и потертостей.

При наличии на рукавах указанных дефектов рукава заменяют новыми.

169. Рукава должны подвергаться гидравлическому испытанию на прочность давлением, равным 1,25 рабочего давления, не реже одного раза в 3 месяца. Результаты испытания заносятся в эксплуатационный журнал.

170. Каждый рукав должен иметь обозначение с порядковым номером, датой проведения (месяц, год) испытания и последующего испытания (месяц, год).

171. Автомобильные цистерны, соединительные рукава должны быть заземлены.

Отсоединять заземляющие устройства допускается после окончания сливо-наливных операций и установки заглушек на штуцеры вентилей автоцистерн.

172. Металлокордовые и резинотканевые рукава должны быть защищены от статического электричества.

Для защиты от статического электричества они должны быть обвиты (или пропущены внутри) медной проволокой диаметром не менее 2 мм или медным тросиком площадью сечения не менее 4 мм2 с шагом витка не более 100 мм. Концы проволоки (тросика) соединяются с наконечниками рукава пайкой или гайкой под болт.

173. Не допускается подтягивать накидные гайки рукавов, отсоединять рукава, находящиеся под давлением, а также применять ударный инструмент при навинчивании и отвинчивании гаек.

174. Открывать запорную арматуру на газопроводах следует плавно, предотвращая гидравлические удары.

175. Перед выполнением сливо-наливных операций на автоцистернах, за исключением оборудованных насосами для перекачки СУГ, двигатели автоцистерн должны быть отключены. Перед опорожнением автоцистерны, оборудованной насосом СУГ, должны быть проверены наличие и исправность искрогасителя на выхлопной трубе автоцистерны.

Включать двигатели допускается после отсоединения рукавов и установки заглушек на штуцеры.

176. Двигатели автомобильных цистерн должны быть оборудованы выхлопной трубой с глушителем и искрогасительной сеткой, выведенными к передней части автомобиля. Автоцистерна должна быть оснащена двумя огнетушителями.

177. При приемке автоцистерн на АГЗС проверяются:

соответствие автоцистерны отгрузочным документам;

отсутствие повреждений корпуса автоцистерны и исправность запорной и контрольной арматуры, установленной на сосуде автоцистерны;

наличие и уровень СУГ в сосуде автоцистерны по контрольному вентилю (при наличии) и уровнемеру.

178. В сопроводительных документах проверяются наименование поставщика, дата отгрузки, номер цистерны, масса залитого в автоцистерну СУГ.

179. Исправность запорной арматуры на автоцистерне проверяется внешним осмотром.

180. До начала слива СУГ из автоцистерны следует:

закрепить автоцистерну противооткатными искробезопасными башмаками;

проверить исправность и надежность соединительных рукавов (шлангов) для слива СУГ из автоцистерн;

заземлить автоцистерну.

181. Слив СУГ из автоцистерны в резервуары АГЗС допускается после проверки правильности открытия и закрытия запорной арматуры, связанной с технологической операцией слива СУГ.

182. Слив СУГ/СПГ из автоцистерн осуществляется:

перекачиванием СУГ/СПГ насосами;

путем передавливания среды из сосуда автоцистерны в резервуар автозаправочной станции;

самотеком при расположении резервуаров ниже автоцистерны.

183. Не допускается создание перепада давления между автоцистерной и резервуаром сбросом в атмосферу паровой фазы СУГ из наполняемого резервуара.

184. Нахождение водителя во время слива СУГ в кабине не допускается.

185. Двигатель транспортного средства может включаться после отсоединения соединительных рукавов от сливных штуцеров автоцистерны и установки на них заглушек.

186. После слива СУГ давление паров СУГ в цистерне должно быть не ниже 0,05 МПа.

187. Сброс СУГ в атмосферу не допускается.

188. Не занятые на операции слива СУГ работники не должны находиться на месте производства работ.

189. Не допускается оставлять автоцистерны присоединенными к газопроводам технологической системы АГЗС в период, когда слив СУГ не производится.

190. Во время слива СУГ не допускается производить работы по уплотнению соединений, находящихся под давлением.

191. В период слива СУГ должен быть осуществлен контроль за давлением и уровнем СУГ в автоцистерне и приемном резервуаре.

192. По окончании слива СУГ запорная арматура на автоцистерне должна быть закрыта, а сливные штуцеры заглушены.

193. В случае поступления автоцистерны с СУГ, имеющей течь, она должна быть немедленно освобождена от СУГ в резервуары АГЗС с соблюдением дополнительных мер безопасности согласно соответствующей производственной инструкции. При этом следует исключить нахождение в опасной зоне АГЗС всех посторонних, не участвующих в освобождении автоцистерны, уведомить МЧС России и профессиональную аварийную службу (формирование), с которой заключен договор на аварийное обслуживание.

194. При образовании гидратных пробок для оттаивания арматуры и газопроводов следует применять нагретый песок, горячую воду или водяной пар.

195. В помещении операторной размещаются:

схема обвязки насосов с раздаточными колонками и резервуарами; схема слива СУГ из автомобильных цистерн;

производственная инструкция, содержащая порядок проведения и меры безопасности при сливе СУГ.