Дети и молодежь (возраст 3 - 29 лет)

Прежде всего систему агитационно-массовой работы надо начинать среди родителей детей, учащихся, которая также решит задачу повышения уровня теоретических знаний в области физической культуры и спорта. Она может включать беседы о физической культуре, о видах спорта, культивируемых в городе, в муниципальном образовании, в поселке, предоставление информационного материала в виде программ, пособий, методик, в которых родителей необходимо информировать о возможностях занятия спортом и приобщения к физкультуре детей. В школе учащихся можно мотивировать, чтобы на уроках физкультуры они стали активными помощниками в проведении физкультурных занятий, учитывая интерес детей в классе и к спортивным мероприятиям, а как следствие - вовлечение в регулярные занятия спортом, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья. Чаще проводить внеклассные спортивно-массовые мероприятия: дни здоровья; школьная Спартакиада, которую можно проводить в трех возрастных группах (5 - 6 классы, 7 - 8 классы, 9 - 11 классы) по мини-футболу, волейболу, баскетболу; спортивный праздник "Веселые старты" во всех возрастных группах; президентские состязания в 4, 7, 9 классах; военно-спортивная игра "Зарница" для учащихся 8 - 11 классов; лыжные эстафеты во всех возрастных группах; соревнования по подтягиванию, стрельбе и т.п.

Для решения задачи, связанной с созданием новых привлекательных форм организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства с детьми, подростками во внутригородских муниципальных образованиях, необходимо совершенствование системы обеспечения информацией населения, поиск и внедрение инновационных научно-методических разработок, технологий, благодаря которым реально увеличится количество подростков, как регулярных участников спортивных мероприятий и физкультурных занятий. Можно организовать на площадках ежедневную утреннюю гимнастику на открытом воздухе (в течение года) Еженедельно проводить на детских площадках спортивные развлечения с участием актива из числа старшеклассников, родителям с детьми организовывать туристические походы, походы выходного дня (ежемесячно), организовать физкультурно-оздоровительные праздники микрорайонов "Папа, мама и я - спортивная семья", "Здоровье в порядке - спасибо зарядке!", "Малыш", "Нептун", "Золотая осень" (по календарному плану). Конечно необходимость улучшения инфраструктуры городских дворов, с целью вовлечения в спортивную деятельность слоев населения с невысоким достатком.

Для детей можно разработать компьютерные игры, дающих знания о всевозможных видах спорта, тем самым формирующим потребность в физическом воспитании, мотивации к занятиям в спортивных школах и секциях, показывая прямую зависимость обретения определенного статуса, репутации, популярности от личных достижений в соревнованиях.

Современные дети и молодежь проводят от двух до десяти часов ежедневно в виртуальной сети Интернет, которая влияет на формирование жизненных ориентиров и ценностей <1>. Социальные сети, твиты и блоги оказывают сильное воздействие, поэтому данные формы коммуникации необходимо использовать для популяризации спорта и здорового образа жизни. Например, можно мотивировать детей и молодежь через "волевые" посты - акцентировать на значимости воли человека, рассказывая о современных людях инвалидах, которые, несмотря на физические ограничения, достигают спортивных высот. Так же действенны "эстетические" блоги - изображения, фотографии, видеоотчеты людей за определенный период времени, избавившихся от лишнего веса, сконструирующих свою фигуру. Можно использовать "страшилки" - твиты, посвященные последствиям курения, злоупотребления спиртных напитков, наркозависимых и любителей фаст-фуда. Часто всплывающие "рекламные" постеры, призывающие любить спорт и активный образ жизни, помогут на подсознательном уровне сформировать положительный образ и задуматься о физических занятиях.

--------------------------------

<1> Васильева М.Г. Влияние современного телевидения на формирование семейных ценностей у молодежи. Система ценностей современного общества, 2013. - N 27. - С. 144 - 148.

Особой популярностью пользуются социальные сети. Социальная сеть - ВКонтакте. Ядро активной аудитории составляют люди в возрасте от 18 до 34 лет (из них до 18 лет - 24%, 18 - 24 - 37,9%, 25 - 34 - 31,9%), или 94% от всех посетителей сети, при этом ежемесячная аудитория насчитывает 54,6 млн человек, половина из которых публично активны. Они создают более 40 млн. сообщений в сутки. Авторы, разрабатывающие публичный контент, способствуют тому, что соцсети становятся все более актуальным показателем общественных настроений. Они позволяют уловить "живые" общественные проблемы. Компания BrandAnalytics определила наиболее интересные для пользователей темы публичных сообщений, основываясь на данных самых популярных в России соцсетей. Наиболее увлекательными, на наш взгляд, являются темы "Сами создают новости" и "Новости и их обсуждение". В первой размещаются информация, фото и видео с места событий - о спортивных мероприятиях и других интересных событиях. Этот тип сообщений набирает обороты благодаря широкому распространению мобильных средств доступа в Интернет. Второй тип сообщений содержит репосты новостей общественно значимых событий и их обсуждение. Число подобных сообщений зависит от информационного фона: во время резонансных событий (например, Олимпийских игр) количество обсуждений резко увеличивается. <2> Тем не менее возможности Интернета и web-ресурсов в пропаганде физической культуры и спорта используются в нашей стране не в полной мере. Авторы предлагают использовать инфографику - вид современного графического дизайна, используется в основном как иллюстрация для СМИ, в том числе электронных. Инфографика - это способ подачи любой информации в виде обобщенных данных, предлагаемых зрителю в графической форме, которая преобразовывает сложную информацию в графику, которая одновременно легка для восприятия и визуально привлекательна. При этом текст в инфографике присутствует, но как сопроводительный, а большая его часть заменяется графическими элементами. Всего одна страница инфографики может содержать столько же информации, сколько 1 - 2 страницы текста. Последние годы инфографика в спорте стала весьма популярной. Иногда один раз показать лучше, чем десять раз рассказать, тем более, когда на картинке умещаются мельчайшие детали, которые вряд ли увидишь со стороны. К Олимпиаде 2014 г. МОК присвоил РИА-Новости статус национального хост-агентства и фотопула Олимпийских игр "Сочи-2014". Совместно с агентством спортивных новостей Р-Спорт они разработали большое количество макетов интересной инфографики по спортивным сооружениям, а также интерактивной инфографики по всем видам спорта, представленных в Олимпиаде (http://sochi2014.rsport.ru/sochi2014_info). Р-Спорт производит не только эксклюзивный информационный, но и мультимедиа контент (в т.ч. инфографику), а также имеет представительство в соцсетях Facebook, ВКонтакте, Twitter. Большое количество электронных журналов также имеют свой раздел инфографики, посвященный спортивной тематике, - http://www.gazeta.ru/infographics, https://sport.mail.ru/infographics. Учитывая вышеизложенное, можно предложить конкурс (для студентов специальностей графического дизайна, молодых людей, работающих в сфере дизайна и т.п.) разработать собственный макет инфографики спортивной тематики. Процесс разработки и создания макетов инфографики обязательно вызовет интерес у молодежи, особенно если конкурс будет проводится в виде соревнования с вручением призов. Готовые макеты инфографики нужно размещать в социальных сетях, потому что работы, выполненные молодыми для молодых, имеют больше шансов заинтересовать.

--------------------------------

<2> Широбакина Е.А., Стеценко Н.В., Лущик И.В. Инфографика как социальный проект по пропаганде физической культуры и спорта среди молодежи. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2015. - N 3. - С. 63 - 65.

Условия жизни в большом городе или мегаполисе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание, общие понятия о социально-культурных ценностях, способы свободного времяпрепровождения. В обществе бытует мнение, что субкультура скорее негативно влияет на молодых людей, но есть определенные виды субкультур, которые транслируют положительную социальную активность и ценностные ориентиры. Приведем примеры некоторых из них: "Бэкпэкеры" стоят на стыке двух субкультур - музыкальной и туристической (напоминает чем-то субкультуру путешественников автостопом), которые путешествует за небольшие деньги без помощи туроператоров всего лишь с одним рюкзаком за плечами. "Стрейт Эдж", основой которого является идея самоконтроля, агитирует за здоровый образ жизни: отказ от табака, наркотиков и алкоголя. "Натуристы (течение, в основе которого лежит максимальное приближение человека к природе для оздоровления тела и духа) проповедуют здоровый образ жизни, они не культивируют вредные привычки, с удовольствием занимаются спортом. "Яппи" - молодые люди, которые ведут активный деловой образ жизни городского профессионала, посещают фитнес-центры. <3>

--------------------------------

<3> Гатиатуллина Э.Р. Пропаганда физической культуры и спорта в формировании критического отношения подростков к определенным субкультурам. Ростовский научный журнал, 2017. - N 5. - С. 201 - 205.

Важным результатом социальной рекламы, пропаганды физкультурного движения должно стать понимание физической культуры и спорта как социальной ценности.