Граждане среднего возраста (женщины: 30 - 54 года: мужчины: 30 - 59 лет)

Для данной категории населения необходима реализация кампании, направленной на привлечение максимального количества людей к выполнению рациональных двигательных режимов. Разъяснение населению практической значимости физической культуры и спорта в повседневной жизни каждого человека должно быть акцентировано на сохранение и укрепление здорового образа жизни народа, продление жизненного периода активного долголетия каждого человека, обеспечение должного уровня работоспособности населения страны. Здоровый образ жизни необходимо активно пропагандировать как в различных СМИ, так и в повседневной жизни каждого человека (баннеры, листовки, плакаты, видеоролики, всевозможные арт-объекты и любое другое воспроизведение идеи посредством искусства). Для взрослых людей, привыкших жить без оглядки на нормы здорового образа жизни, информацию можно преподносить с точки зрения лозунгов (например, есть шанс выбрать либо свое здоровье и долголетие, либо ожирение и старость полную болезней).

Для граждан среднего возраста можно использовать метод массовой пропаганды - комбинированный метод, при использовании которого происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы человека. Примером служит проведение ежегодных пробежек за здоровый образ жизни и трезвость нации, проходящих в десятках городов. Например, "Кросс нации" - это самое массовое спортивное мероприятие в России, всероссийская лыжная гонка "Лыжня России" также ежегодно собирает огромное количество людей: молодых и старых, здоровых и не очень. Данные спортивные мероприятия нужно проводить в каждом городе. Также важны социальные проекты, направленные на популяризацию здорового образа жизни, в рамках которых проводятся многочисленные мероприятия, тренинги, лекции, занятия, акции. Примером служит акция "Меняй сигареты на конфеты", цель которой доказать, что от одной конфеты можно получить больше удовольствия, чем от одной выкуренной сигареты.

При этом для данной категории граждан важно сочетать различные формы пропагандистской деятельности в зависимости от типологии социальных групп внутри:

- физкультурно-спортивная работа на производстве, учитывая специфику профессиональной принадлежности

- в зонах отдыха, в местах массового отдыха (парки, скверы и т.п.)

- на спортивных объектах по месту жительства

- в общественных организациях.

Популяризация физической культуры и спорта может осуществляться следующими методами:

1. Организация пропагандистских публикаций в печатных и электронных средствах массовой информации (статьи, передачи, репортажи с социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью); посредством рекламы.

2. Создание физкультурно-спортивных объектов (объекты спорта, спортивные сооружения) и спортивных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.

3. Проведение массовых физкультурных и спортивных мероприятий, формирование спортивного образа жизни.

В пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни можно условно выделить два ведущих направления:

- рациональная пропаганда, нацеленная на положительный пример (например, что дают здоровью эти занятия, как они помогают в борьбе со стрессом, в повышении работоспособности, сохранении молодости и т.д.);

- контрпропаганда, показывающая разрушительные последствия вредных привычек и нездорового образа жизни в целом (последствия курения, употребления спиртных напитков, сидячий образ жизни, неправильное питание и т.д.

Помимо этого, необходимо в каждом городе создать официальный спортивный сайт Министерства спорта данного региона, в котором постоянно должны освещаться проходящие физкультурные и спортивные мероприятия на территории региона, фоторепортажи, видеопрограммы, информация о проведении мероприятий в муниципальных образованиях.

Особый пропагандистский эффект в муниципальных образованиях имеют проводимые спортивные мероприятия на призы, учрежденные средствами массовой информации или представителями крупного бизнеса, градообразующих предприятий и т.п. Например, в Оренбуржье ежегодно проводится 22 таких мероприятия в 18 муниципальных образованиях, в которых принимают участие более 5 тысяч человек. Наиболее традиционными являются: городская легкоатлетические эстафеты на призы газеты "Южный Урал" в г. Оренбурге, призы газеты "Российская провинция" в г. Бузулуке (проводится более 40 лет), волейбольный турнир на призы газеты "Маяк" Ташлинского района (проводится более 30 лет), турнир по дзюдо на призы газеты "Авангард" Тоцкого района (более 20 лет) и другие. Проведение этих мероприятий всегда широко освещается в прессе и способствует привлечению внимания населения к спортивной жизни города или района, а также более плодотворному сотрудничеству органов управления физической культурой и спортом с редакциями СМИ. <4>

--------------------------------

<4> Описательный отчет министерства молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области "О развитии физической культуры и спорта в Оренбургской области за 2009 год" - URL: https://pandia.ru/text/77/485/54443-11.php (дата обращения 15.08.2020).

Также необходимо мотивировать жителей муниципальных образований принимать участие в пропаганде здорового образа жизни: художники данного района могут выполнять арт-объекты на зданиях, жилых домах на темы здорового образа жизни и спорта. Материалы для создания таких объектов (баллончики с красками, кисти, другие необходимые материалы) надо безвозмездно предоставлять за счет муниципальных образований. Фитнес-тренеры или тренеры районных спортивных школ могут снимать рекламные ролики, писать статьи, вести блоги о здоровом образе жизни.

Для повышения качества физкультурно-спортивной деятельности и увеличения числа занимающихся в России необходимы новые подходы к формированию физической культуры населения. К одному из направлений модернизации системы физического воспитания населения можно отнести интерактивные формы самоорганизации клубных мероприятий спортивной направленности. Суть интерактивной формы общения состоит в том, что процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники клуба оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность высказываться и дискутировать на темы, которые им близки. Совместная деятельность членов клуба в процессе общения означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, впечатлениями о соревнованиях. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Особенности интерактивных форм самоорганизации - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников. <5>

--------------------------------

<5> Слободчикова Т.А. Интерактивные формы самоорганизации клубных мероприятий спортивной направленности. Обучение и воспитание: методики и практика, 2013. - N 9. - С. 163 - 166.

Клубы спортивной направленности, создаются, прежде всего, для объединения людей, близких по духу, для регулярного общения. Клубы любителей бега с каждым годом становятся все более перспективной формой коллективных занятий физической культурой. Согласно официальным данным, в нашей стране зарегистрировано 5207 клубов любителей бега, в которых занимается 385 тысяч человек. Клуб любителей бега - это сообщество людей, которым интересно все, что связано с бегом. Участником данного клуба может стать любой человек, который в состоянии бегать или ходить, независимо от пола, возраста, профессии и места жительства. В клуб любителей бега приходят люди, которые, как правило, желают поправить свое здоровье, которым не хватает общения, они желают завести новых знакомых и друзей. Клуб может существовать в разных формах. Например, в форме воскресных встреч, в форме еженедельных многоразовых совместных тренировок, в форме организованных выездов на соревнования, в форме интерактивного общения на форумах членов клуба.

Среди субъектов проведения пропагандистской физкультурно-оздоровительной работы в России заметное место могут занимать волонтеры и волонтерские организации, которые должны акцентировать внимание людей быть спортивными, разбираться в правильном питании, закаливать организм, соблюдать личную гигиену. В сферу пропагандистской работы помимо волонтеров должны быть вовлечены и профессиональные спортивные клубы страны.

Можно законодательно в нашей стране закрепить опыт ряда европейских стран, в которых предусмотрены доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса и регулярно занимается физической культурой. Затрачиваемые средства быстро окупаются, так как уменьшаются пропуски по болезни, улучшаются отношения людей в коллективе.

В первую очередь хотелось бы отметить хороший отечественный опыт, существовавший во времена СССР. В Советском Союзе существовали действенный программы на предприятиях, включающие в себя физическую культуру, гимнастику. В настоящее время можно трансформировать данный опыт и развивать. Важно в любой организации закрепление проведения собственных корпоративных спартакиад, соревнований по различным видам спорта в соответствии с сезоном, что также будет способствовать пропаганде физической активности. На крупных и средних предприятиях во всех субъектах РФ желательно в цехах, в отделах оборудовать помещения для занятий фитнесом, производственной гимнастикой, настольным теннисом и т.п. С учетом того, что большая часть населения, это работники предприятий города, офисные сотрудники, то практически весь 8 часовой рабочий день у них "сидячий" образ жизни. Известный кардиолог профессор Н. Мухарлямов писал, что тем, у кого "сидячая" работа, в обед следует ограничиться чаем с бутербродом, а остальное время перерыва использовать для прогулки, игры в настольный теннис, легкой пробежки. Иными словами, вместо того чтобы приобретать калории, следует активно их расходовать, а полный обед лучше перенести на "послерабочее" время. Во многих учреждениях в обеденный перерыв сотрудники с увлечением играли бы в настольный теннис. Это и будет основой формирования производственной физической культуры, в которой присутствуют элементы повышенной двигательной активности и своеобразной гимнастики микромышц глаз, гимнастики зрительного анализатора.

Можно в СМИ, через социальную рекламу, баннеры знакомить людей с организациями, которые заключают договора с комплексами на оказание физкультурно-оздоровительных услуг для массового приобщения своих работников к физической культуре и спорту. Для таких организаций это будет своего рода рекламой, для жителей районов, городов повод задуматься и на собраниях трудовых коллективов отстаивать свои права на создание в своей организации физкультурных традиций. Но независимо от формы собственности предприятия, численности персонала нужно нормативно закрепить проведение производственной гимнастики (это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики и восстановления) или физкультурной паузы (она проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7 - 8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5 - 10 мин). Занятия гимнастикой на производстве отнимают лишь несколько минут рабочего времени, но они приносят неоценимую пользу.

Главное, что должна донести до людей пропаганда физической культуры и спорта, что сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого человека.