Срок действия документа ограничен 1 марта 2027 года.

VI. Установление карантина, ограничительные и иные мероприятия, направленные на ликвидацию очагов КЧС, а также на предотвращение ее распространения

VI. Установление карантина, ограничительные

и иные мероприятия, направленные на ликвидацию очагов КЧС,

а также на предотвращение ее распространения

26. Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, при получении от руководителя лаборатории информации об установлении диагноза на КЧС в течение 24 часов с момента установления диагноза на КЧС должен:

направить на рассмотрение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представление об установлении ограничительных мероприятий (карантина);

направить копию представления в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора;

направить копию представления должностным лицам федеральных органов исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, в природоохранные учреждения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в случае установления диагноза на КЧС у восприимчивых животных, содержащихся на объектах, подведомственных указанным органам;

обеспечить проведение заседания специальной противоэпизоотической комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации;

разработать проект акта об установлении ограничительных мероприятий (карантина) с соответствующим перечнем ограничений и направить его на рассмотрение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае установления диагноза на КЧС у восприимчивых животных на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, разработка проекта акта об установлении ограничительных мероприятий (карантина) с соответствующим перечнем ограничений осуществляется с учетом предложений должностных лиц указанных органов, представленных не позднее 12 часов с момента получения информации об установлении диагноза на КЧС в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил;

разработать и утвердить план мероприятий по ликвидации эпизоотического очага КЧС и предотвращению распространения возбудителя и направить его на рассмотрение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае установления диагноза на КЧС у восприимчивых животных на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности, разработка проекта плана мероприятий по ликвидации эпизоотического очага КЧС и предотвращению распространения возбудителя осуществляется с учетом предложений должностных лиц указанных органов, представленных не позднее 12 часов с момента получения информации об установлении диагноза на КЧС в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил.

27. Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии, в течение 24 часов с момента его получения должен принять решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.

Решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) может быть принято руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии.

28. В решении об установлении ограничительных мероприятий (карантина) должны быть указаны перечень вводимых ограничительных мероприятий, срок, на который устанавливаются ограничительные мероприятия, и определены:

ограниченная территория или помещение, в которых находятся источники возбудителя, факторы передачи возбудителя и (или) восприимчивые виды животных (далее - эпизоотический очаг), и (или) ограниченная территория, помещение либо транспортное средство, в которых находятся факторы передачи возбудителя (далее - инфицированный объект) (при наличии инфицированного объекта);

муниципальное образование, на территории которого установлен эпизоотический очаг (далее - неблагополучный пункт).

29. Должностное лицо организации, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему переданные полномочия в области ветеринарии, должно проинформировать население и главу муниципального образования о возникновении эпизоотического очага.

30. Решением об установлении ограничительных мероприятий (карантина) вводятся ограничительные мероприятия в эпизоотическом очаге, неблагополучном пункте и в инфицированном объекте (при наличии инфицированного объекта).

Территории хозяйств, отнесенных к компартментам III и IV, исключаются из неблагополучного пункта в случае, если на момент принятия решения на указанных предприятиях не выявлено несоответствия хозяйства хотя бы одному из критериев компартментализации, указанных в Правилах определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства, утвержденных приказом Минсельхоза России от 23 июля 2010 г. N 258 (зарегистрирован Минюстом России 12 ноября 2010 г., регистрационный N 18944), с изменениями, внесенными приказами Минсельхоза России от 17 июля 2013 г. N 282 (зарегистрирован Минюстом России 14 августа 2013 г., регистрационный N 29378), от 15 октября 2013 г. N 378 (зарегистрирован Минюстом России 7 ноября 2013 г., регистрационный N 30324), от 19 октября 2016 г. N 461 (зарегистрирован Минюстом России 8 декабря 2016 г., регистрационный N 44620) (далее - правила определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств).

31. В эпизоотическом очаге:

а) запрещается:

лечение больных восприимчивых животных;

посещение территории посторонними лицами, кроме персонала, выполняющего производственные (технологические) операции, в том числе по обслуживанию восприимчивых животных, специалистов госветслужбы и привлеченного персонала для ликвидации эпизоотического очага, лиц, проживающих и (или) временно пребывающих на территории, признанной эпизоотическим очагом;

ввоз (ввод) и вывоз (вывод) восприимчивых животных, за исключением вывоза восприимчивых животных без клинических признаков, перечисленных в пункте 3 настоящих Правил, на убой на предприятия по убою животных или оборудованные для этих целей убойные пункты;

вывоз продуктов убоя восприимчивых животных;

перемещение и перегруппировка восприимчивых животных внутри хозяйства;

заготовка и вывоз кормов для восприимчивых животных;

вывоз инвентаря и иных материально-технических средств;

въезд и выезд транспортных средств (за исключением транспортных средств, задействованных в мероприятиях по ликвидации эпизоотического очага и (или) по обеспечению жизнедеятельности людей);

охота на восприимчивых животных, отнесенных к охотничьим ресурсам <4>, за исключением охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов <5>;

--------------------------------

<4> Статья 11 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

<5> Статья 16 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

б) осуществляется:

поголовный клинический осмотр восприимчивых животных;

убой восприимчивых животных с клиническими признаками, характерными для КЧС, перечисленными в пункте 3 настоящих Правил;

вакцинация восприимчивых животных без клинических признаков, перечисленных в пункте 3 настоящих Правил, вакцинами против КЧС согласно инструкциям по применению;

оборудование дезинфекционных ковриков на входе (выходе) и дезинфекционных барьеров на въезде (выезде) на территорию (с территории) эпизоотического очага;

санитарно-душевая обработка людей со сменой всей одежды и обуви при входе на территорию и выходе с территории хозяйства;

дезинфекционная обработка одежды и обуви парами формальдегида в пароформалиновой камере в течение 1 часа при температуре 57 - 60 °C, расходе формалина 75 см33 водного раствора формалина с содержанием 1,5 процента формальдегида или другими дезинфицирующими растворами с высокой вирулицидной активностью в отношении возбудителя согласно инструкциям по применению при выходе с территории эпизоотического очага;

дезинфекционная обработка транспортных средств при выезде с территории эпизоотического очага с применением дезинфицирующих растворов, указанных в пункте 11 настоящих Правил;

дератизация и дезинсекция помещений для содержания животных;

обеспечение отсутствия на территории эпизоотического очага животных без владельцев <6>;

--------------------------------

<6> Статья 3 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 53, ст. 8424).

обеспечение отсутствия на территории эпизоотического очага восприимчивых животных, отнесенных к охотничьим ресурсам, путем регулирования численности <7>.

--------------------------------

<7> Статья 48 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

32. В инфицированном объекте:

а) запрещается:

посещение территории инфицированного объекта посторонними лицами, кроме персонала, выполняющего производственные (технологические) операции, специалистов госветслужбы и персонала, привлеченного для ликвидации инфицированного объекта;

въезд и выезд транспортных средств за исключением транспортных средств, задействованных в мероприятиях по ликвидации инфицированного объекта (за исключением инфицированного объекта, являющегося транспортным средством);

б) осуществляется:

оборудование дезинфекционных ковриков на входе (выходе) и дезинфекционных барьеров на въезде (выезде) на территорию (с территории) инфицированного объекта (за исключением инфицированного объекта, являющегося транспортным средством);

смена одежды и обуви при входе на территорию и выходе с территории инфицированного объекта (за исключением инфицированного объекта, являющегося транспортным средством);

дезинфекционная обработка одежды и обуви при выходе с территории инфицированного объекта в соответствии с пунктом 31 настоящих Правил (за исключением инфицированного объекта, являющегося транспортным средством);

дезинфекционная обработка транспортных средств при выезде с территории инфицированного объекта с применением дезинфицирующих растворов, указанных в пункте 11 настоящих Правил (за исключением инфицированного объекта, являющегося транспортным средством);

дератизация и дезинсекция помещений;

обеспечение отсутствия на территории инфицированного объекта животных без владельцев;

дезинфекция инфицированного объекта с применением дезинфицирующих растворов, указанных в пункте 11 настоящих Правил.

33. Утилизация и уничтожение биологических объектов должны осуществляться в соответствии с ветеринарными правилами перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденными Минсельхозом России в соответствии со статьей 2.1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии".

Корма, с которыми могли иметь контакт больные восприимчивые животные, могут скармливаться невосприимчивым к КЧС животным после термической обработки, обеспечивающей уничтожение возбудителя в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

34. Дезинфекции в эпизоотическом очаге подлежат территории хозяйств, помещения для содержания восприимчивых животных, производственные объекты, транспортные средства, используемые для перевозки восприимчивых животных, и другие места, где содержались больные восприимчивые животные или обнаружены трупы восприимчивых животных.

Дезинфекция помещений и других мест, где содержались больные восприимчивые животные, должна проводиться специалистами госветслужбы в три этапа: первый - сразу после изоляции больных восприимчивых животных, второй - после проведения механической очистки, третий - перед отменой карантина.

Навоз от восприимчивых животных ежедневно убирается и складируется на территории эпизоотического очага для биотермического обеззараживания, остатки корма и подстилка ежедневно убираются и обеззараживаются биотермическим способом или сжигаются.

Места обнаружения павших диких восприимчивых животных подлежат однократной дезинфекции.

Для дезинфекции должны применяться дезинфицирующие растворы, указанные в пункте 11 настоящих Правил.

35. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия в области ветеринарии, организует на территории, прилегающей к эпизоотическому очагу, выставление на въезде в эпизоотический очаг необходимого количества круглосуточных контрольно-пропускных постов, оборудованных дезинфекционными барьерами, пароформалиновыми камерами для обработки одежды, обуви и дезинфекционными установками, с круглосуточным дежурством.

36. В неблагополучном пункте:

а) запрещается:

ввоз (ввод) и вывоз (вывод) восприимчивых животных, за исключением вывоза восприимчивых животных на убой на предприятия по убою животных или оборудованные для этих целей убойные пункты;

вывоз продуктов убоя восприимчивых животных, не прошедших тепловую обработку, обеспечивающую их обеззараживание, в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил;

вывоз кормов для восприимчивых животных, не прошедших тепловую обработку, обеспечивающую их обеззараживание, в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил;

закупка у населения восприимчивых животных и продуктов их убоя;

пересылка, включая почтовые отправления, продуктов убоя восприимчивых животных непромышленного изготовления;

заготовка кормов для восприимчивых животных;

проведение сельскохозяйственных ярмарок, выставок, торгов и других мероприятий, связанных с передвижением, перемещением и скоплением восприимчивых животных;

выгульное содержание восприимчивых животных;

охота на восприимчивых животных, отнесенных к охотничьим ресурсам, за исключением охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов;

б) осуществляется:

наблюдение за состоянием восприимчивых животных в хозяйствах;

вакцинация восприимчивых животных в хозяйствах вакцинами против КЧС согласно инструкциям по применению.