См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов, утв. Минфином России.

3.1. БОРЬБА С ПАНДЕМИЕЙ И СОДЕЙСТВИЕ ВОССТАНОВЛЕНИЮ ЭКОНОМИКИ

Увеличение расходов на финансирование антикризисных программ, наряду с сокращением не нефтегазовых доходов, потребовали существенного расширения структурного (при базовой цене на нефть) первичного дефицита федерального бюджета в 2020 году: его размер по итогам года ожидается на уровне 3,2% ВВП (более 4,2% ВВП без учета поступления разовых доходов, связанных с поступлением части прибыли Банка России от продажи пакета акций ПАО "Сбербанк). Это поддержало спрос в экономике в наиболее острый период снижения расходов внебюджетного сектора, смягчая, таким образом, масштабы сокращения выпуска и оказывая содействие скорейшему восстановлению экономической активности.

Расширение структурного первичного дефицита финансируется за счет привлечения дополнительных государственных заимствований в условиях снижения спроса на кредитные ресурсы со стороны внебюджетного сектора. Таким образом, обеспечивается стимулирующая (контр-циклическая) направленность бюджетной политики в период экономического спада.

В 2021 году бюджетная политика сохранит контр-циклическую направленность в масштабах соразмерных траектории постепенного восстановления деловой активности. Предполагается продолжение (завершение) финансирования отдельных антикризисных программ, связанных с временной поддержкой граждан, отраслей и экономики в период восстановления после пандемии.

В том числе на дополнительное финансовое обеспечение мер Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в 2021 году предусмотрено порядка 1,1% ВВП.

В этих целях размер структурного первичного дефицита в переходный период 2021 года повышен до 1,3% ВВП (1,45% ВВП без учета поступления разовых доходов, связанных с поступлением части прибыли Банка России от продажи пакета акций ПАО "Сбербанк"), а его увеличение планируется профинансировать за счет дополнительных государственных заимствований.

Помимо временного повышения уровня структурного первичного дефицита в период 2020 - 2021 гг. предусмотрено также увеличение предельного уровня расходов федерального бюджета на размер выпадающих базовых нефтегазовых доходов, возникающих в связи с ограничениями на добычу нефти. Финансирование соответствующего увеличения предельного уровня расходов в соответствии с духом "бюджетных правил" предусмотрено за счет средств ФНБ (см. врезку "Определение базовых нефтегазовых доходов").