См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 и плановый период 2023 и 2024 годов, утв. Минфином России.

Определение базовых нефтегазовых доходов

Базовый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета отражает долгосрочный равновесный уровень поступления рентных доходов.

Расчет базовых нефтегазовых доходов формируется исходя из базовой цены на нефть, определяемой как 40 $/барр. в ценах 2017 года (с ежегодной индексацией на 2%). Определение базовой цены на нефть на этом уровне обусловлено оценкой долгосрочного равновесного уровня цен на нефть в условиях ускоряющихся технологических изменений и произведено принимая во внимание ограниченный уровень накопленных в суверенных фондах резервов.

В целях стабилизации ситуации на мировом рынке нефти крупнейшие страны производители заключили многостороннее соглашение (ОПЕК+) по ограничению добычи нефти. Эго оказывает значимое влияние на поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет: выпадающие нефтегазовые доходы при базовой цене на нефть ожидаются в размере 555 и 625 млрд рублей в 2020 и 2021 годах, соответственно.

В то же время такое сокращение представляет собой временное отклонение объема добычи нефти от равновесного уровня, определяемого рыночными механизмами. В этой связи предусмотрена корректировка порядка расчета базовых нефтегазовых доходов в 2020 - 2021 годах: для целей расчета используется прогноз объемов добычи и переработки нефти и экспорта топливно-энергетических товаров, сформированный до заключения соглашения ОПЕК+ (прогнозные значения, указанные в сценарных условиях социально-экономического развития Российской Федерации, положенных в основу прогноза доходов, утвержденных законом о федеральном бюджете на 2020 - 2022 гг.).

Таким образом, будет обеспечена компенсация соответствующих выпадающих базовых нефтегазовых доходов за счет средств ФНБ. Эго позволит минимизировать влияние временного ограничения добычи нефти как на уровень предельных расходов федерального бюджета, так и на не нефтегазовый сектор отечественной экономики в целом.

В последующие годы по мере восстановления экономики предусмотрена постепенная нормализация бюджетной политики таким образом, чтобы к 2022 году выйти на уровень структурного первичного дефицита в соответствии с действующими "бюджетными правилами" (585 млрд. рублей). Нормализация бюджетной политики будет содействовать сохранению стабильных экономических и финансовых условий с устойчиво низкими равновесными реальными процентными ставками, благоприятствуя, таким образом, формированию инвестиционной модели роста основанной на частных капиталовложениях.

При этом к завершению нормализации бюджетной политики в 2022 году расходы федерального бюджета предусмотрены на несколько более высоком уровне, чем было заложено в бюджетных проектировках до пандемии: 18,6% и 17,6% ВВП в 2021 и 2022 году, соответственно (против 17,6% и 17,4% ВВП, заложенных в законе о бюджете на 2020 - 2022 года N 52-ФЗ).

С учетом дополнительного увеличения государственных заимствований в 2020 году и в переходный период 2021 года уровень госдолга к 2022 году достигнет 20% ВВП и с учетом нормализации размеров заимствований будет оставаться вблизи этого уровня в последующие годы. Это будет также способствовать сохранению страновых рисков и уровня долгосрочных процентных ставок в экономике на устойчиво низком уровне.

00000016.png

Формирование основных параметров федерального бюджета на основе обозначенных подходов, с одной стороны, позволит обеспечить поддержку экономики в период восстановления, а с другой стороны, будет содействовать сохранению доверия к целостности конструкции проводимой макроэкономической политики, устойчивому развитию и структурным изменениям в экономике на среднесрочном горизонте.