3.1.1. Трудовая функция

Наименование

Организация и работа по проведению медицинских профилактических осмотров и скрининг-обследований обучающихся

Код

A/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Организация проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся, в том числе в целях раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, туберкулеза

Проведение скрининг-обследования состояния здоровья обучающихся, в том числе с использованием аппаратно-программного комплекса для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма с целью раннего выявления нарушений здоровья, в том числе школьно-обусловленных болезней и состояний

Выявление распространенности среди обучающихся факторов риска возникновения хронических неинфекционных заболеваний (избыточная масса тела, низкая двигательная активность, повышенное артериальное давление, курение, употребление алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ), девиантных форм поведения

Обеспечение передачи информации об обучающихся и семьях, отнесенных к группам социального риска, в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники (детского отделения поликлиники), в органы опеки и попечительства

Необходимые умения

Организовывать профилактические медицинские осмотры обучающихся

Разрабатывать индивидуальный план профилактических и оздоровительных мероприятий обучающегося с учетом результатов профилактических осмотров, группы здоровья, медицинской группы для занятий физкультурой

Выявлять у обучающихся факторы риска возникновения хронических неинфекционных заболеваний, в том числе повышенное артериальное давление, избыточную массу тела и ожирение, низкую двигательную активность, курение, употребление алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ, а также выявлять несовершеннолетних с девиантными формами поведения

Формировать группы несовершеннолетних повышенного медико-социального риска здоровью для оптимальной организации процессов обучения и воспитания, оказания медицинской помощи, в том числе коррекции нарушений здоровья, физического и психического развития

Собирать и анализировать информацию о состоянии здоровья обучающихся по данным профилактических медицинских осмотров, обращаемости в медицинский кабинет образовательной организации, медицинской документации, поступившей в медицинский кабинет образовательной организации, по результатам анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся

Интерпретировать результаты профилактических медицинских осмотров обучающихся, включая результаты скрининг-обследования и данные лабораторных и инструментальных методов исследований, для использования их в профилактической работе

Проводить скрининг-обследование состояния здоровья обучающихся по базовой скрининговой программе, интерпретировать полученные результаты

Проводить скрининг-обследование обучающихся, в том числе:

- выявлять нарушения осанки визуальным методом;

- проводить плантографию;

- измерять артериальное давление, частоту пульса и дыхания;

- измерять массу и длину тела, окружность грудной клетки;

- определять силу мышц кисти;

- определять остроту зрения;

- выявлять предмиопию (с помощью теста Малиновского)

- выявлять нарушения бинокулярного зрения (с помощью теста Рейнеке);

- выявлять нарушения остроты слуха

- проводить экспресс-оценку содержания сахара и белка в моче

Осуществлять взятие биологического материала для экспресс-оценки (на содержание сахара и белка в моче) при проведении скрининг-обследования обучающихся

Вести медицинскую документацию в процессе проведения профилактических осмотров и скрининг-обследования обучающихся

Управлять аппаратно-программным комплексом, применяемым для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов

Хранить, вести учет, пополнять запас медицинских изделий и лекарственных препаратов

Проводить дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию медицинских изделий

Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к обращению с медицинскими отходами

Необходимые знания

Анатомические, физиологические особенности обучающихся в зависимости от возраста и пола, основные закономерности физического, психического развития несовершеннолетних

Основы формирования здоровья детей и подростков

Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям

Порядок оказания педиатрической помощи

Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях

Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних

Порядок проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ

Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза

Порядок прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях

Порядок направления обучающегося в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой находится несовершеннолетний

Факторы риска возникновения хронических неинфекционных заболеваний (в том числе, повышенное артериальное давление, избыточная масса тела, низкая двигательная активность), немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, употребления алкоголя, табака и других психоактивных веществ, а также девиантных форм поведения, суицидального поведения и методы их выявления

Нормативные показатели физического развития и полового созревания в зависимости от возраста

Клинические проявления часто встречающихся заболеваний и (или) состояний у обучающихся в зависимости от возраста

Клинические проявления часто встречающихся школьно-обусловленных нарушений здоровья (невротические и астенические реакции, близорукость, нарушения осанки и сколиоз, уплощение стоп и плоскостопие, синдром вегетативной дисфункции, повышенное и пониженное артериальное давление, носовое кровотечение, пре- и синкопальное состояния), заболеваний и (или) состояний органов пищеварения, эндокринной системы и обмена веществ, острых респираторных вирусных инфекций, травм у обучающихся в зависимости от возраста

Значения показателей общего анализа мочи, клинического анализа крови, анализа кала на яйца глистов в норме для разных возрастных групп обучающихся

Медицинские изделия, применяемые для обследования состояния здоровья обучающихся, и правила их применения

Скрининговые программы контроля за состоянием здоровья обучающихся

Принцип работы с аппаратно-программным комплексом для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма

Документация, в том числе анкеты и тесты, применяемые при проведении скрининг-обследования обучающихся

Принципы формирования групп обучающихся по риску развития заболеваний (состояний)

Правила хранения, учета, пополнения запаса медицинских изделий

Правила дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации инструментария

Правила асептики и антисептики

Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами

Другие характеристики

-