Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.06.2020 N АКПИ20-243 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 июня 2020 г. N АКПИ20-243

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,

при секретаре Т.Н.,

с участием прокурора Власовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б., Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Импульс" о признании частично недействующим пункта 2 Указания Центрального банка Российской Федерации от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства",

установил:

Указание Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России) от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее также - Указание N 3210-У) зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 23 мая 2014 г. N 32404, опубликовано в "Вестнике Банка России" N 46 от 28 мая 2014 г.

Согласно пункту 2 Указания N 3210-У для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег) (абзац первый).

Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к Указанию N 3210-У, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег (абзац второй).

Юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках денежные средства сверх установленного в соответствии с абзацами вторым - пятым названного пункта лимита остатка наличных денег, являющиеся свободными денежными средствами (абзац седьмой).

В других случаях накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается (абзац девятый).

Б., являющийся индивидуальным предпринимателем, и Воронежская региональная общественная организация инвалидов "Импульс" (далее - ВРООИ "Импульс") обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующими абзацев первого, второго, шестого и восьмого пункта 2 Указания N 3210-У, а фактически (как следует из содержания административного искового заявления) абзацев первого, второго, седьмого и девятого оспариваемого пункта 2 в части требования установления и соблюдения лимита наличных денег, ссылаясь на то, что указанные положения нормативного правового акта приняты Банком России с превышением полномочий, противоречат части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, статье 861 (пункт 2) Гражданского кодекса Российской Федерации и не соответствуют требованиям разумности.

Административные истцы Б. и ВРООИ "Импульс" извещены о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Банк России и Минюст России представили письменные возражения, указав, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Банка России, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.

Обсудив доводы административного искового заявления, выслушав возражения представителя Банка России А., представителя заинтересованного лица Минюста России Т.Р., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 14 декабря 2000 г. N 268-О указал на особый конституционно-правовой статус Банка России, который установлен Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2).

Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения и проявляется, в частности, в наделении его нормотворческими полномочиями, предполагающими исключительные права и обязанности Банка России по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.

Содержащееся в Указании N 3210-У правовое регулирование принято во исполнение Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", которым в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагается определение порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства (абзац пятый статьи 34).

Данное правовое регулирование направлено на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителей, а также на охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, финансовой дисциплины (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2020 г. N 107-О).

В соответствии со статьями 4, 7 и 34 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России наделен монопольным правом организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, определения порядка ведения кассовых операций; по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, подлежащих официальному опубликованию в "Вестнике Банка России".

Таким образом, Указание N 3210-У издано Банком России по вопросу, отнесенному к его исключительной компетенции, с соблюдением формы, порядка издания и опубликования нормативного правового акта.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" к банковским операциям относятся инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц.

Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России устанавливает правила проведения банковских операций.

Указание N 3210-У определяет порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России (далее - наличные деньги) на территории Российской Федерации юридическими лицами (за исключением Центрального банка Российской Федерации, кредитных организаций (далее - банк), а также упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства (пункт 1).

Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в кассе, исходя из характера его деятельности и с учетом объемов поступлений или выдачи наличных денег.

При этом денежные средства сверх установленного в соответствии с абзацем вторым - пятым пункта 2 Указания N 3210-У лимита остатка наличных денег, являющиеся свободными денежными средствами, подлежат хранению на банковских счетах (абзац седьмой пункта 2 Указания N 3210-У).

Установление лимита кассы является обязательным условием для ведения кассовых операций с наличными деньгами. Лимит кассы определяется организацией самостоятельно, исходя из характера своей деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег (абзац второй пункта 2 Указания N 3210-У).

По смыслу положений Указания N 3210-У лимит остатка кассы не является произвольным числовым значением, а рассчитывается по формуле, которая приведена в приложении к Указанию N 3210-У, с учетом реальных данных об объеме поступлений наличных денег или объеме выдач наличных денег за определенный период. Именно по данной формуле юридическое лицо должно определять лимит остатка кассы и распорядительным документом установить его максимально допустимую сумму.

Несоблюдение лимита остатка кассы при этом не является нормативно закрепленной формой его изменения. Ограничивающий перечень случаев, когда допускается накопление наличных денег сверх установленного лимита остатка кассы, определен Указанием N 3210-У (абзац восьмой пункта 2), в остальных случаях несоблюдение лимита остатка кассы является нарушением порядка ведения кассовых операций.

Действующие правила ведения кассовых операций обязывают юридических лиц хранить свободные денежные средства на счетах, открытых в кредитных организациях. Хранить наличные деньги в кассе допускается только в пределах установленных лимитов (определяемых самими организациями).

Следует отметить, что индивидуальные предприниматели и субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать (абзац десятый пункта 2 Указания N 3210-У).

Требования об установлении лимита остатка кассы и о хранении наличных денежных средств сверх лимита остатка кассы на банковских счетах юридического лица в банках не ограничивают права юридических лиц на свободное распоряжение принадлежащими им денежными средствами. Зачисляя на банковский счет в банке денежные средства сверх лимита остатка кассы, юридическое лицо не утрачивает своих прав на них и возможности использования данных денежных средств при проведении в последующем расчетов.

Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству.

Какого-либо иного нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, определяющего порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, не имеется.

Ссылка административных истцов на то, что содержащиеся в оспариваемом пункте Указания N 3210-У положения противоречат части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и нарушают право граждан и юридических лиц по пользованию принадлежащим им имуществом, включая денежные средства, которые могут быть ограничены только федеральным законом, а не актом Банка России, не может быть признана обоснованной, так как указанная норма Конституции Российской Федерации непосредственного отношения к существу рассматриваемого вопроса не имеет и данные правоотношения не регулирует.

Пунктом 2 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке; расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

Таким образом, названный кодекс регулирует иные правоотношения, не связанные с ведением кассовых операций юридическими лицами и гражданами при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Оспариваемые положения соответствуют общеправовому критерию определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы.

Доводы административных истцов о несоответствии оспариваемых норм требованиям разумности лишены правовых оснований, поскольку, по существу, сводятся к целесообразности изменения установленного правового регулирования, что не является предметом рассмотрения в рамках оспаривания нормативных правовых актов.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные положения соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают и не ограничивают прав административного истца в упоминаемых им аспектах.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Б., Воронежской региональной общественной организации инвалидов "Импульс" о признании частично недействующим пункта 2 Указания Центрального банка Российской Федерации от 11 марта 2014 г. N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.С.КИРИЛЛОВ