ВВЕДЕНИЕ

Современная спортивная наука исследует различные стороны становления спортсмена от новичка до мастера спорта международного класса. Данные исследования представляют собой систему специально организованных мероприятий, направленных на повышение эффективности управления процессом подготовки спортивного резерва за счет применения научных технологий, получения объективной информации о состоянии спортсменов, уровне специальной физической, технической, тактической и психологической подготовленности и выработки предложений для своевременной коррекции тренировочного процесса [1 - 4].

В комплекс мероприятий по научно-методическому обеспечению (далее - НМО) входит:

- прогнозирование спортивных достижений [5];

- разработка модельных характеристик спортсменов высшей квалификации, внедрение современных средств и методов в практику подготовки спортивных сборных команд [6];

- совершенствование критериев отбора кандидатов в спортивную сборную команду [7];

- программирование системы тренировки и соревнований [8];

- осуществление комплексного контроля подготовленности спортсменов [9];

- проведение обследований и разработка рекомендаций по коррекции планов и тренировочных программ на основе сравнения фактического уровня готовности спортсменов и нормативных показателей [10];

- проведение восстановительных мероприятий педагогического характера [11];

- систематический анализ динамики и структуры тренировочных нагрузок [12];

- обследование соревновательной деятельности [13];

- этапные комплексные и текущие обследования, включая биохимические обследования [14].

В каждом виде спорта разработаны принципы спортивной ориентации, спортивного отбора, определены этапы многолетней подготовки к рекордным результатам с изменяющимися задачами и тестами на каждом из них [15, 16, 17].

Для определения направленности тренировочного процесса и повышения его эффективности разрабатываются модельные показатели, позволяющие оценивать характеристики различных сторон подготовленности спортсменов, которые могут служить ориентирами для целенаправленной индивидуализации их подготовки, решая при этом следующие важные в педагогическом отношении функции:

1. Контрольную (определение уровня специальной подготовленности спортсменов);

2. Методическую (выяснение правильности избранной методики тренировки с учетом степени достижения поставленных задач в соответствии с нормативными требованиями);

3. Сравнительную (выявление различий между спортсменами в зависимости от показанных результатов);

4. Прогностическую (представление информации о достижении спортсменом уровня, необходимого для перехода к решению последующих, более высоких задач тренировки) [18, 19, 20, 21].

В соответствии с исследованиями отечественных и зарубежных специалистов, обобщенная модель сильнейших спортсменов предусматривает три уровня в зависимости от их субординационных отношений [18, 25, 26].

Первый уровень модели рассматривает характеристики соревновательной деятельности спортсменов, определяемые в результате многолетнего сбора информации на соревнованиях.

На втором уровне рассматриваются характеристики физической, технической и тактической подготовленности спортсменов в период их наивысшей формы.

На третьем уровне располагаются характеристики функциональной и психологической подготовленности, морфологических особенностей, возраст и спортивный стаж спортсменов в период их наивысших спортивных достижений.

Субординационный характер данных уровней проявляется в том, что анализ соревновательной деятельности спортсмена может зафиксировать отдельные недостатки в его действиях. Причины недостатков выявляются при анализе компонентов второго уровня модели (специальной физической, технической и тактической подготовленности). И только установление анализа характеристик третьего уровня может окончательно показать исследователю причины недостатков первых двух уровней [12, 13, 14, 15].

В качестве модельных показателей применяются специальные информативные тесты педагогического, психологического и медико-биологического контроля, определяющие успешность и своевременность (соответствие возрасту, спортивному стажу) прохождения каждого из этапов спортивного пути, который занимает около 10 лет непрерывной спортивной подготовки [16, 17, 18, 19].

При создании модели подготовки спортсмена важнейшими факторами являются возраст, спортивный стаж, особенности физического и психического развития, то есть комплекс морфофункциональных признаков, характеризующих возрастной уровень биологического развития и уровень функциональной подготовленности основных систем организма.

Для модели мастерства характерны показатели, определяющие уровень развития основных физических качеств и степень освоения спортсменом технико-тактических действий.

Соревновательная модель отражает особенности соревновательной деятельности во время состязаний.

В раннем возрасте тренировочный процесс следует направлять на разностороннее развитие организма спортсмена, поэтому главной должна быть модель потенциальных возможностей, определяющая дальнейший характер физического развития [20, 21, 22, 23].

В понимании понятия "модель спортсмена" важнейшим принципом является принцип системного подхода к оценке спортивной деятельности, который позволяет глубже понять все многообразие взаимосвязанных и взаимообусловленных морфологических и психологических процессов, происходящих при адаптационных перестройках организма к сложным и часто экстремальным условиям жизни [24, 25, 26, 27, 28, 29].

При построении структуры спортивной подготовки следует иметь представление о факторах, предопределяющих достижения в конкретном виде спорта, то есть для каждого из них должны быть разработаны обобщенные теоретические модели структуры спортивных достижений [30, 31, 32]. Наличие такой модели обязывает разработчиков многолетних программ для юных спортсменов придерживаться определенной стратегии при планировании необходимого количества времени на различные виды подготовки спортсменов.

В учебно-тренировочном процессе модель представляет собой совокупность различных параметров, обуславливающих достижение определенного уровня спортивного мастерства [33, 34, 35]. Частные показатели, входящие в ее состав, рассматриваются как модельные характеристики. Модельными, в данном случае, называются характеристики (показатели, тесты), повышение результатов в которых приводит к росту уровня спортивного мастерства. Использование модельных характеристик в тренировочном процессе является основой процесса управления, поскольку объективная диагностика состояния спортсмена и сопоставление полученных результатов с модельными показателями позволяют своевременно вносить коррекцию в тренировочные программы [36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43].