II. Организация работы по представлению интересов воинской части в судах

II. Организация работы по представлению интересов

воинской части в судах

4. Работу по представлению интересов воинской части в судах организует командир воинской части.

5. Командир воинской части:

издает приказ об организации работы по представлению интересов воинской части в судах;

осуществляет контроль за подготовкой представителя (представителей) воинской части в суде (далее - представитель) к участию в судебных заседаниях;

обеспечивает участие в судебных заседаниях надлежаще подготовленного представителя и направление в суд письменной позиции по делу;

принимает решение по обжалованию в порядке, установленном законодательством, судебных актов, принятых не в пользу воинской части;

контролирует предъявление требований в защиту интересов воинской части;

решает вопросы, связанные с обеспечением исполнения судебных актов;

ежегодно к 20 января издает приказ о результатах работы по представлению интересов воинской части в судах за предшествующий год.

6. В приказе командира воинской части об организации работы по представлению интересов воинской части в судах определяются:

должностное лицо, ответственное за ведение работы по представлению интересов воинской части в судах (далее - ответственное лицо) <*>, его права и обязанности;

--------------------------------

<*> В качестве ответственного лица назначаются должностные лица, замещающие должность юридического профиля, а при отсутствии в штате воинской части должности юридического профиля или ее неукомплектованности - иные должностные лица, обладающие в силу своих должностных обязанностей и (или) профессиональных навыков специальными знаниями в вопросах, подлежащих разрешению в суде.

В оперативном стратегическом командовании военного округа ответственным лицом назначается начальник соответствующего регионального управления правового обеспечения.

порядок назначения представителя;

порядок взаимодействия ответственного лица и представителя со структурными подразделениями воинской части, другими воинскими частями по вопросам сбора судебных документов;

организация учета и хранения журналов и дел, предусмотренных пунктом 58 настоящей Инструкции.

7. Прием, первичная обработка, регистрация и учет поступающих в воинскую часть судебных документов осуществляются в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2017 г. N 170 (далее - Инструкция по делопроизводству в Вооруженных Силах).

8. Командир воинской части рассматривает судебные документы в день их регистрации в воинской части.

Результатом рассмотрения является резолюция с поручением ответственному лицу, другим должностным лицам воинской части, к компетенции которых отнесены вопросы, содержащиеся в судебных документах.

9. Ответственное лицо, получив документы с резолюцией командира воинской части, выясняет обстоятельства, изложенные в поступивших материалах, предлагает кандидатуру представителя, организует получение им доверенности на представление интересов воинской части в суде, осуществляет методическое руководство его подготовкой к участию на всех стадиях рассмотрения дела.

10. Представители назначаются из числа личного состава Вооруженных Сил, соответствующего требованиям, предъявляемым к ним законодательством <*>.

--------------------------------

<*> При отсутствии в воинской части должностных лиц, отвечающих требованиям законодательства для их назначения представителями, командир воинской части организует представление интересов воинской части в судах посредством направления письменной позиции по делу.

Представители, участвующие в рассмотрении дел, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, должны иметь допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, по соответствующей форме.

Полномочия представителя определяются в доверенности, выдаваемой в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

11. Представитель при подготовке к судебному заседанию выясняет обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела в суде, изучает требования законодательства по вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании, осуществляет сбор доказательств и подготовку иных документов для обоснования позиции по делу, изучает судебную практику по данной категории дел.

12. Иск, возражения (отзыв), апелляционная, кассационная, надзорная жалобы (заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, по вновь открывшимся или новым обстоятельствам) подлежат обязательному согласованию:

1) с ответственными лицами, являющимися вышестоящими должностными лицами юридической службы в главных командованиях видов Вооруженных Сил, объединенных стратегических командованиях военных округов (Северного флота), командованиях родов войск Вооруженных Сил, центральных органах военного управления:

по делам, где цена иска превышает 300 000 рублей;

по делам, связанным с возмещением вреда жизни и здоровью;

по многочисленным обращениям (5 и более) с одинаковым по своей сути предметом спора (исключение - приватизация жилого помещения);

по делам, связанным с обжалованием действий судебного пристава-исполнителя;

2) с Правовым департаментом по делам:

о несостоятельности (банкротстве) организаций, подведомственных Министерству обороны;

об обжаловании участником закупки действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (уполномоченного учреждения), специализированной организации <*>, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки;

--------------------------------

Под уполномоченным органом (уполномоченным учреждением) понимается государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).

Под специализированной организацией понимается юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со статьей 40 Федерального закона N 44-ФЗ.

связанным с вовлечением недвижимого имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, в хозяйственный оборот или иным отчуждением недвижимого имущества, подлежащим рассмотрению в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации;

по которым Министерство обороны привлечено к участию в деле в качестве ответчика и цена иска составляет более 1 000 000 рублей (за исключением судебных споров, связанных с взысканием арендной платы);

об оспаривании правовых актов, связанных с наложением штрафов на Министерство обороны, подлежащим рассмотрению в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации;

об оспаривании правовых актов, связанных с наложением штрафов на Министра обороны Российской Федерации и его заместителей;

где Министерство обороны признано потерпевшим либо гражданским истцом в уголовном деле.

13. При ограниченных сроках допускается согласование позиции по делу посредством телефонной связи с последующим подтверждением на бумажном носителе, а также факсимильной связи либо системы электронного документооборота.

Невозможность своевременного согласования позиции по делу не освобождает представителя от участия в рассмотрении дела.

14. При отсутствии в воинской части судебных документов командир воинской части направляет письменный запрос в воинскую часть, которая ими располагает.

Командир воинской части, получивший запрос, в срок не более двух рабочих дней обеспечивает направление в воинскую часть, из которой поступил запрос, судебных документов.

В случае непредставления воинской частью, в которую направлялся запрос, судебных документов в указанные сроки командир воинской части обеспечивает представление интересов в суде на основе имеющихся доказательств и принимает меры к их истребованию в судебном порядке, докладывает об этом вышестоящему командиру (начальнику).

15. Возражения (отзыв) представляются в суд в письменном виде в порядке, предусмотренном законодательством, и должны содержать мотивированную позицию по делу, предусматривающую ссылки на положения законодательства, судебную практику, а также анализ доказательственной базы.

Подготовка письменных возражений (отзыва) осуществляется представителем во всех случаях представления интересов воинской части в судах.

16. При наличии оснований ответственное лицо принимает меры к исключению воинской части из числа лиц, участвующих в деле.

Работа по представлению интересов воинской части в суде осуществляется до исключения воинской части из числа лиц, участвующих в деле.

17. О принятом судом по делу решении представитель незамедлительно докладывает командиру воинской части и ответственному лицу.

Командир воинской части принимает решение об обжаловании судебного акта при наличии к тому оснований или о мерах по его исполнению после его вступления в законную силу.

18. Обжалованию в апелляционном, кассационном и надзорном порядке подлежат все судебные акты, принятые с нарушением норм материального и (или) процессуального права, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством, если они вынесены не в пользу Министерства обороны, воинской части.

19. При защите интересов воинской части, признанной потерпевшим, гражданским истцом по уголовному делу, представитель:

выясняет обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения уголовного дела;

изучает требования законодательства по вопросам, подлежащим рассмотрению в уголовном судопроизводстве;

участвует в проведении необходимых процессуальных и иных следственных действий;

запрашивает доказательства причинения ущерба воинской части и его размера;

предъявляет гражданский иск после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции после установления, в том числе экспертным путем, суммы имущественного вреда, причиненного преступлением, либо предъявления обвинения в окончательной редакции лицу, действиями которого причинен установленный материальный ущерб;

совершает действия, предусмотренные процессуальным законодательством в рамках полномочий, определенных доверенностью, в целях защиты имущественных интересов Министерства обороны и (или) воинской части;

в установленный срок обжалует судебные акты при наличии оснований, предусмотренных пунктом 18 настоящей Инструкции;

незамедлительно осуществляет работу по подаче искового заявления к лицам, причинившим ущерб, в гражданском процессуальном порядке в случае оставления гражданского иска судом в рамках уголовного дела без рассмотрения либо прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;

организует работу по принудительному исполнению судебного акта о возмещении ущерба, причиненного Министерству обороны, воинской части.

20. Командир воинской части проводит разбирательство:

если представителем, не прибывшим без уважительных причин на судебное заседание, не направлена в суд письменная позиция по делу;

при выявлении фактов заключения гражданско-правовых договоров, не обеспеченных необходимыми лимитами бюджетных обязательств (либо с превышением указанных лимитов).

21. После проведенного разбирательства командир воинской части оценивает причины и последствия обстоятельств, указанных в пункте 20 настоящей Инструкции, принимает меры, направленные на их предупреждение, а также привлечение виновных лиц к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством.