<Письмо> Минфина России от 13.03.2020 N 09-01-10/19355 <О возможности урегулирования задолженности по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием путем заключения мирового соглашения>

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 марта 2020 г. N 09-01-10/19355

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение Министерства финансов Республики Башкортостан о возможности урегулирования задолженности по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием путем заключения мирового соглашения и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, однако Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов, а также практики их правоприменения.

При этом в Минфине России, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем Минфин России считает возможным высказать мнение по поставленному в обращении вопросу.

Согласно положениям статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) денежным обязательством перед публично-правовым образованием является обязанность должника уплатить публично-правовому образованию денежные средства по гражданско-правовой сделке (в том числе обеспечивающей исполнение обязательств) и (или) иному основанию, установленному гражданским или бюджетным законодательством, возникшая в связи с предоставлением публично-правовым образованием на возвратной и возмездной (возвратной) основе денежных средств (в том числе в связи с привлечением целевых иностранных кредитов) или в связи с предоставлением и (или) исполнением государственной (муниципальной) гарантии (включая обязанность по уплате процентов, неустойки (пеней, штрафов), иных платежей, установленных законом и (или) договором, вследствие неосновательного обогащения, причинения убытков, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, уступки или перехода по иным основаниям прав требования, предъявления регрессных требований).

Порядок реструктуризации задолженности по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием регулируется положениями статьи 93.8 Бюджетного кодекса.

Так, согласно положениям пункта 4 статьи 93.8 Бюджетного кодекса в порядке и случаях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о судопроизводстве, об исполнительном производстве и о несостоятельности (банкротстве), финансовые органы вправе принимать решения о заключении мировых соглашений, которыми устанавливаются условия урегулирования задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим публично-правовым образованием способами, предусмотренными законом (решением) о бюджете.

В этой связи необходимо отметить, что судопроизводство в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об Арбитражных судах в Российской Федерации", путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

В соответствии с положениями статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, а также стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание информацию, указанную в обращении, урегулирование задолженности по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием путем заключения мирового соглашения, по мнению Минфина России, возможно при условии включения такой возможности и способа урегулирования указанной задолженности в закон (решение) о бюджете в соответствии с положениями пункта 4 статьи 93.8 Бюджетного кодекса.

А.М.ЛАВРОВ