Приложение

Утверждаю

Первый заместитель

Министра просвещения

Российской Федерации

П.С.ЗЕНЬКОВИЧ

2 марта 2020 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОЗДАНИЮ И СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ

КОМИССИЙ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ОТДЫХА

И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

I. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях содействия реализации высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей (далее - уполномоченные органы) положений Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 514-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в части создания дополнительных гарантий безопасности в сфере организации отдыха и оздоровления детей" (далее - Федеральный закон).

II. Пунктом 9 плана мероприятий на 2017 - 2020 гг., по реализации Основ государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2017 г. N 2344-р, предусмотрено создание в субъектах Российской Федерации межведомственных комиссий по вопросам организации отдыха и оздоровления детей (далее - межведомственные комиссии).

В настоящее время необходимость создания межведомственных комиссий закреплена на законодательном уровне.

В связи с этим Минпросвещения России сообщает о необходимости приведения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, касающихся создания и функционирования межведомственных комиссий, в соответствии с Федеральным законом, обратив особое внимание, что в настоящее время межведомственные комиссии создаются решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Кроме того, указанным решением утверждается состав межведомственной комиссии и регламент ее деятельности.

III. Состав межведомственной комиссии определен Федеральным законом.

При этом по мнению Минпросвещения России, на заседаниях комиссии могут присутствовать представители иных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (например, органы государственной власти Российской Федерации в сфере туризма), а также заинтересованных организаций в зависимости от вопросов повестки заседаний.

Кроме того, по мнению Министерства, представляется целесообразным участие в указанных заседаниях также представителей межведомственных комиссий по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, сформированных органами местного самоуправления.

IV. Минпросвещения России предлагает руководствоваться при формировании проекта регламента деятельности межведомственной комиссии в том числе приказом Минпросвещения России от 14 декабря 2018 г. N 313 "О Межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей".

Кроме того, в методических рекомендациях по обеспечению организации отдыха и оздоровления детей Минпросвещения России обратило внимание, что заседание межведомственных комиссий по организации отдыха и оздоровления детей целесообразно проводить перед началом летней оздоровительной кампании, в ходе ее проведения, а также при необходимости принятия решений, требующих межведомственного взаимодействия (письмо от 25 ноября 2019 г. N ПЗ-1303/06).

V. Организационное сопровождение деятельности межведомственных комиссий осуществляют уполномоченные органы.

По мнению Минпросвещения России, полномочие уполномоченных органов по обеспечению координации деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный надзор в сфере образования, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральный государственный пожарный надзор, государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, а также обеспечивающих безопасность людей на водных объектах, органов местного самоуправления в сфере организации отдыха и оздоровления детей, общественных организаций и объединений, может быть реализовано в том числе в рамках организационного сопровождения деятельности указанных межведомственных комиссий.

На основании изложенного представляется целесообразным уполномоченным органам осуществлять формирование предложений в проект повестки заседаний межведомственных комиссий с учетом протокольных решений заседаний Межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей под председательством Министра просвещения Российской Федерации, а также имеющейся проблематики сферы организации отдыха и оздоровления детей в субъекте Российской Федерации, в том числе по вопросам, требующим межведомственного решения.

Также, в методических рекомендациях по обеспечению организации отдыха и оздоровления детей Минпросвещения России также обратило внимание, что вопросы проверки достоверности сведений, которые подаются организацией в уполномоченный орган с целью включения в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления (далее - реестр), могут быть также урегулированы в рамках межведомственного взаимодействия (письмо от 25 ноября 2019 г. N ПЗ-1303/06).

Таким образом, сведения об организациях отдыха детей и их оздоровления, направленные в уполномоченный орган для включения в реестр, но при этом вызывающие сомнение в их достоверности, могут быть также уточнены в рамках работы межведомственной комиссии: путем направления запроса в соответствующий контрольно-надзорный орган, орган местного самоуправления либо получения с помощью информационных ресурсов указанных органов, а также путем рассмотрения указанных спорных вопросов на заседании межведомственной комиссии.

Кроме того, в соответствии с положениями Федерального закона к полномочиям межведомственной комиссии относится в том числе содействие координации деятельности органов, организаций и лиц, указанных в пункте 1 статьи Федерального закона.

VI. Полномочия межведомственных комиссий установлены Федеральным законом.

Так, к полномочиям межведомственной комиссии относится в том числе выезд к месту фактического оказания услуг по организации отдыха и оздоровления детей в случае предоставления членами межведомственной комиссии информации о предоставлении таких услуг организацией, не включенной в реестр, а также информации, свидетельствующей о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

Согласно пункту 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) поводами к возбуждению дела об административном правонарушении в том числе являются:

непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 Кодекса).

Таким образом, в случае подтверждения информации о предоставлении услуг организацией, не включенной в реестр, по результатам выезда межведомственной комиссии к месту фактического оказания данных услуг, уполномоченным органом составляется протокол об административном правонарушении.

Кроме того, по результатам указанных выездов нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей могут быть выявлены также уполномоченными контрольно-надзорными органами в установленных сферах деятельности.

В связи с этим Минпросвещения России обращает внимание, что в случае принятия судом решения об административном приостановлении деятельности организации отдыха детей и их оздоровления или в случае принятия должностным лицом, указанным в статье 28.3 Кодекса, решения о временном запрете деятельности указанных организаций межведомственным комиссиям следует руководствоваться рекомендациями по порядку действий в случае закрытия несанкционированных организаций отдыха детей и их оздоровления, разработанными Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с МВД России, МЧС России, Минкультуры России, Минтрудом России, Минздравом России, Роспотребнадзором (письмо от 6 февраля 2019 г. N ПЗ-195/09).

Финансирование выездов межведомственных комиссий к месту фактического оказания услуг по организации отдыха и оздоровления детей может осуществляться за счет средств соответствующих органов и организаций, представителями которых являются члены межведомственной комиссии.