Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Примеры существенных изменений (АП-23)

Пример

Описание изменения

Изменяется общая конфигурация изделия АТ?

Изменяются принципы изготовления?

Допущения, использованные для сертификации базовой типовой конструкции, не действительны?

Примечания

1.

Замена нормального хвостового оперения на T-образное или V-образное, и наоборот.

Да

Нет

Да

Изменение общей конфигурации. Требует обширной, конструктивной переоценки летных качеств и характеристик. Требуется новое летное руководство (ЛР)/руководство по летной эксплуатации самолета (РЛЭ) для учета летных характеристик.

2.

Изменения конфигурации крыла, такие как изменение поперечного V, изменение размаха крыльев, закрылков или элеронов, добавление винглетов или увеличение первоначальной стреловидности крыльев более чем на 10 процентов на четверти хорды.

Да

Нет

Да

Изменение общей конфигурации. Вероятно, требуются обширные изменения в конструкции крыла. Требуется новое ЛР/РЛЭ для учета летных характеристик. Примечание: небольшие изменения законцовки крыла или винглета не являются существенными изменениями. См. таблицу "несущественных" изменений.

3.

Изменения конфигурации хвостового оперения, такие как добавление аэродинамических гребней или изменение угла установки хвостового оперения.

Да

Нет

Да

Изменение общей конфигурации. Вероятно, требует обширных изменений в конструкции хвостового оперения. Требуется новое ЛР/РЛЭ для учета летных характеристик. Примечание: небольшие изменения хвостового оперения не являются существенными изменениями.

4.

Изменение трехстоечного шасси с передней опорой на шасси с хвостовым колесом или добавление поплавков.

Да

Нет

Нет

Изменение общей конфигурации. Скорее всего, на уровне самолета общие положения конфигурации и сертификации остаются в силе.

5.

Конвертация пассажирской конфигурации в грузовую, которая включает в себя установку грузового люка или увеличение нагрузки на пол более чем на 20 процентов, или подготовка к совместной перевозке пассажиров и груза.

Да

Нет

Да

Изменение общей конфигурации, затрагивающее пути передачи нагрузок, аэроупругие характеристики, связанные с самолетом системы и т.д. Изменение конструктивных положений.

6.

Замена поршневых двигателей таким же количеством турбовинтовых двигателей.

Да

Нет

Нет

Требуются обширные изменения в конструкции планера, добавление систем ВС и новое ЛР/РЛЭ для учета летных характеристик.

7.

Добавление турбонагнетателя, который изменяет характеристики мощности, рабочий диапазон или ограничения.

Нет

Нет

Да

Нарушает положения сертификации из-за изменений в рабочем диапазоне и ограничениях. Требуется новое ЛР/РЛЭ для учета летных характеристик.

8.

Установка двигателя с более высокой номинальной мощностью или увеличение тяги будет считаться существенным, если это сделает недействительным существующее обоснование или изменит основную конструкцию, аэродинамику или рабочий диапазон в достаточной степени, чтобы сделать недействительными сертификационные положения.

Нет

Да

Да

Нарушает сертификационные положения. Требуется новое ЛР/РЛЭ для учета летных характеристик. Вероятные изменения в основной конструкции. Требует обширных переоценок конструкции.

9.

Изменение типа материала, такое как композиты вместо металла или замена одной системы композитных волокнистых материалов на другую (например, карбона на стеклопластик), в основной конструкции обычно оценивается как существенное изменение.

Нет

Да

Да

Изменение в принципах постройки и проектирования по сравнению с традиционными практиками. Скорее всего, изменения в положениях проектирования/сертификации.

10.

Изменения, связанные со значительным увеличением расчетных скоростей VD, VB, VMO, VC или VA.

Нет

Нет

Да

Сертификационные положения недействительны. Требуется новое ЛР/РЛЭ для учета летных характеристик.

11.

Установка комплекта короткого взлета и посадки (STOL).

Нет

Нет

Да

Сертификационные положения недействительны. Требуется новое ЛР/РЛЭ для учета летных характеристик.

12.

Изменение номинальной мощности или тяги может быть значительным изменением, если заявляется увеличение расчетных скоростей согласно п. 10 этой таблицы.

Нет

Нет

Да

Сертификационные положения недействительны. Требуется новое ЛР/РЛЭ для учета летных характеристик.

13.

Состояние топлива, такое как сжатое газообразное топливо или топливные элементы. Это может полностью изменить системы хранения и подачи топлива и, возможно, повлиять на конструкцию самолета.

Нет

Нет

Да

Изменения в конструкционных/сертификационных положениях. Обширная переделка систем хранения и подачи топлива.

14.

Изменение концепции управления полетом ВС, например, электродистанционное управление (fly-by-wire) и управление с помощью боковой ручки, или переход от гидравлики на электронные органы управления, в отдельности обычно рассматривается как существенное изменение.

Нет

Нет

Да

Изменения в конструкционных и сертификационных положениях. Требует обширной переоценки архитектуры и сопряжения систем. Требует нового ЛР/РЛЭ.

15.

Изменение эксплуатационной высоты самолета или давления в кабине при максимальной разнице давлений в кабине более чем в 10%.

Нет

Нет

Да

Это, как правило, делает недействительными сертификационные положения и фундаментальный подход, используемый при оценке декомпрессии, прочности и усталости конструкции. Может потребовать обширных изменений планера, влияющих на пути передачи нагрузок, оценку усталости, аэроупругие характеристики и т.д. Делает недействительными конструкционные положения.

16.

Добавление системы наддува кабины.

Нет

Да

Да

Обширные изменения планера, влияющие на пути передачи нагрузок, оценку усталости, аэроупругие характеристики и т.д. Делает недействительными конструкционные положения.

17.

Изменения в типах и количестве аварийных выходов или увеличение максимальной сертифицированной пассажировместимости.

Да

Нет

Да

Сертификационные спецификации аварийного выхода превышают ранее обоснованные. Делает недействительными сертификационные положения.

18.

Изменение необходимого количественного состава летного экипажа, что требует полной перекомпоновки кабины экипажа и/или увеличения рабочей загрузки летчика.

Нет

Нет

Да

Обширные изменения в авионике и системах ВС. Делает недействительными сертификационные положения. Требует нового ЛР/РЛЭ.

19.

Расширение эксплуатационного диапазона ВС. <*>

Нет

Нет

Да <*>

<*> Некоторые изменения могут считаться "несущественными" в зависимости от степени расширения.

Расширение эксплуатационных возможностей является существенным изменением (например, увеличение ограничения максимальной высоты, одобрение полетов в условиях обледенения или увеличение ограничений скорости полета).

20.

Замена авиационного бензинового двигателя двигателем примерно той же мощности, например, дизельным, гибридным или электрическим.

Нет

Нет

Да

Главное изменение самолета. Общая конфигурация и конструктивные принципы обычно остаются в силе; однако сертификационные положения становятся недействительными.

21.

Глубокая модернизация кабины экипажа, такая как переход от отдельных электромеханических пилотажных приборов к комплексным и комбинированным электронным системам индикации с широким использованием программного обеспечения и/или сложного электронного оборудования.

Нет

Нет

Да

Влияет на интеграцию авионики и электрических систем и концепцию и философию архитектуры. Это ведет к пересмотру интерфейса человек-машина, загруженности летного экипажа и переоценке исходных положений о конструкции кабины экипажа.

22.

Внедрение автоматической посадки

Нет

Нет

Да

Делает недействительными исходные конструкционные положения.

23.

Переход от конструкции, эксплуатируемой в пределах безопасного ресурса, к конструкции на основе допускаемой повреждаемости.

Нет

Нет

Да

В тех случаях, когда установленные для планера ограничения безопасного ресурса изменяются на принципы допускаемой повреждаемости, использование программы проверок вместо ограничений безопасного ресурса делает недействительными первоначальные положения, использованные при сертификации.

24.

Обширная конструктивная модификация планера, такая как большой проем в фюзеляже.

Да

Нет

Нет

Требует обширных изменений в конструкции фюзеляжа, влияет на системы ВС и требует нового РЛЭ для учета летных характеристик.

25.

Удлинение или укорачивание фюзеляжа в зоне кабины или герметичной конструкции.

Да

Нет

Да

Ведет к изменениям интерьера кабины, поскольку изменение длины кабины влияет на безопасность пассажиров. Даже если новый интерьер кабины не включен в изменение на уровне продукта, функциональный эффект фюзеляжной вставки влияет на безопасность пассажиров (например, динамическая среда при аварийной посадке, аварийная эвакуация и т.д.), и, следовательно, интерьер кабины становится затронутой зоной.

26.

Конвертация из нормальной категории в переходную.

Да

Нет

Да

Требуется соответствие всем нормативам переходной категории. Во многих случаях это изменение можно считать значительным изменением типовой конструкции. Следовательно, предлагаемое изменение такого характера будет классифицироваться согласно пункту 21.19.

27.

Установка электронно-цифровой системы управления двигателем (FADEC) на самолете, на котором ранее не было FADEC.

Нет

Нет

Да

-