<Письмо> ФАС России от 18.06.2019 N МЕ/50805/19 "О рассмотрении обращения"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 18 июня 2019 г. N МЕ/50805/19

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), рассмотрев обращение по вопросу о порядке применения постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Особенности описания лекарственных препаратов) при формировании конкурсной документации в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), сообщает следующее.

Частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Подпунктами "в", "е", "и" пункта 5 Особенностей описания лекарственных препаратов не допускается указывать объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата (за исключением растворов для инфузий), форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", "флакон", "блистер" и др.), а также иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.

Согласно пункту 6 Особенностей описания лекарственных препаратов описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать;

а) обоснование необходимости указания таких характеристик;

б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

ФАС России сообщает, что в Обращении отсутствует обоснование установления требования заказчиков к материалу первичной упаковки "в полимерной таре (не содержащей в своем составе ПВХ)".

Кроме того, все лекарственные препараты регистрируются в соответствующих упаковках, обеспечивающих сохранность качественных характеристик лекарственных препаратов в течение срока хранения, в связи с чем, но мнению ФАС России, установление указанного требования содержит признаки ограничения количества участников закупки.

ФАС России обращает внимание, что требование заказчиков к устойчивости упаковки на плоскости "занимающей устойчивое вертикальное положение портами вверх" не может быть обосновано содержанием пункта 41 приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств", согласно которому при хранении в шкафах, на стеллажах или полках лекарственные препараты для медицинского применения во вторичной (потребительской) упаковке должны быть размещены этикеткой (маркировкой) наружу, поскольку содержание пункта 41 указанного нормативного правового акта относится исключительно ко вторичной (потребительской) упаковке (коробкам), размещение которых на стеллажах этикеткой наружу обеспечивает надлежащий обзор, но никоим образом не влияет на свойства лекарственного препарата,

Таким образом, действия заказчиков по предъявлению требования к первичной упаковке лекарственных препаратов "занимающей устойчивое вертикальное положение портами вверх" также содержат признаки ограничения количества участников закупки.

В отношении требования к объему наполнения первичной упаковки в форме "наличие свободного объема не менее 90 мл" ФАС России сообщает, что запрет, установленный подпунктом "в" пункта 5 Особенностей описания лекарственных препаратов (указание объема наполнения первичной упаковки лекарственного препарата), равно как и исключение из данного запрета (за исключением растворов для инфузий) относятся к объему лекарственного препарата, а не к объему упаковки, в связи с чем к инфузионному раствору данное исключение не применимо.

ФАС России отмечает, что свободное пространство упаковки не влияет на свойства лекарственного препарата, в связи с чем установление такого требования ограничивает количество участников закупки и является неправомерным.

Дополнительно ФАС России обращает внимание, что вопрос о наличии нарушений при описании объекта закупки необходимо решать в каждом конкретном случае, исходя из положений документации о закупке, заявок участников и всех обстоятельств дела.

Таким образом, ФАС России сообщает, что в случае если при осуществлении закупок товаров, работ, услуг нарушаются права и законные интересы участника закупки, такое лицо вправе обратиться с жалобой в соответствующий территориальный орган ФАС России по месту нахождения лиц, чьи действия обжалуются, в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", либо в судебном порядке.

Список всех территориальных органов ФАС России и их адреса размещены на официальном сайте ФАС России по адресу http://fas.gov.ru/units.

М.Я.ЕВРАЕВ