См. Обзор за 2020 год.

Б) результаты мероприятий по контролю в отношении поднадзорных субъектов

б) результаты мероприятий по контролю в отношении

поднадзорных субъектов

В 2019 году контрольными мероприятиями были охвачены все поднадзорные Росфинмониторингу сектора.

Надзорная деятельность Росфинмониторинга строится на основе риск-ориентированного подхода, при котором выбор форм и периодичности проведения мероприятий государственного контроля зависит от уровня несоблюдения поднадзорным субъектом обязательных требований.

Указанный подход позволил выявить в деятельности 98% проверенных поднадзорных субъектов, отобранных для проверок, нарушения обязательных требований и в 98% из них возбудить дела об административных правонарушениях (далее - дело об АП).

Результаты анализа свыше 300 материалов проверок относительно наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований в разрезе видов деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу, приведены в Приложении.

Одним из регулярно выявляемых по результатам проверок нарушений обязательных требований является отсутствие прохождения сотрудниками поднадзорных субъектов обучения в сфере ПОД/ФТ.

Данное нарушение считается существенным недостатком организации внутреннего контроля, поскольку эффективные превентивные меры могут применяться только в том случае, если сотрудники прошли надлежащее обучение, предупреждены и проявляют бдительность в случае возникновения подозрительных ситуаций.

Несвоевременное, ненадлежащее прохождение обучения и (или) ознакомление с положениями нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ зачастую является основной причиной допускаемых нарушений обязательных требований.

Обращаем внимание, что в соответствии с приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 <6> обучение проводится в формах вводного, дополнительного, целевого инструктажа и повышения уровня знаний в сфере ПОД/ФТ.

--------------------------------

<6> Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Формы, периодичность и сроки обучения изложены в разделе II указанного Положения.

Доля обжалованных в судебном порядке поднадзорными субъектами постановлений о назначении административных наказаний, вынесенных уполномоченными должностными лицами территориальных органов Росфинмониторинга, составила 15% <7>.

--------------------------------

<7> С учетом постановлений о назначении административных наказаний, вынесенных в 2018 году.

Основными доводами обжалования постановлений о назначении административных наказаний в анализируемом периоде стали следующие:

- заявитель в связи с неправильным пониманием нормативных правовых актов не относит себя к субъектам Федерального закона N 115-ФЗ;

- заявитель не согласен с назначенным наказанием в виде административного штрафа (цель обжалования - снижение суммы штрафа или его замена на предупреждение).

При этом около 80% обжалуемых в судебных органах постановлений территориальных органов Росфинмониторинга о назначении административных наказаний оставлены либо полностью в силе (жалобы без удовлетворения), либо частично - штраф заменен на предупреждение, изменен размер санкции.