Предложения по реформированию миграционных режимов и института гражданства Российской Федерации

Целью миграционной политики согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622 (далее - Концепция), является формирование отвечающей интересам Российской Федерации миграционной ситуации.

На достижение указанной цели должны быть направлены механизмы регулирования миграционной сферы и связанные с ними условия предоставления гражданства Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Вместе с тем существующие миграционные правила недостаточно ясны и унифицированы. Уровень применения информационных технологий при предоставлении государственных услуг и осуществлении государственного контроля в сфере миграции остается невысоким.

Иностранные граждане, прежде всего приезжающие в Российскую Федерацию в целях работы, часто стремятся обойти существующие сложности в оформлении миграционных статусов уходом "в тень" (нелегальная трудовая миграция) либо путем приобретения статуса временно и постоянно проживающих, а также гражданства Российской Федерации (скрытая временная трудовая миграция).

При этом не полностью устранены ситуации, когда люди, способные органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества, сталкиваются с неоправданными сложностями в получении гражданства Российской Федерации.

Не исключается обход существующих механизмов обеспечения безопасности, включая решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, прежде всего путем получения иностранными гражданами новых удостоверяющих личность национальных документов с измененными персональными данными.

Нуждается в дальнейшем совершенствовании информационно-аналитическое обеспечение миграционной политики, прежде всего в части повышения полноты и объективности данных о миграционной ситуации. Отсутствие достаточных сведений, в частности о потребности хозяйствующих субъектов в рабочей силе и о реальном распределении иностранных граждан на рынке труда, усложняет выработку мер регулирования и увеличивает риск применения регуляторного воздействия, неадекватного экономической ситуации и реальным потребностям бизнеса.

Точечные изменения миграционного законодательства, а равно ужесточение юридической ответственности не приведут к качественному улучшению состояния миграционной сферы и формированию отвечающей интересам Российской Федерации миграционной ситуации и необходимому уровню обеспечения безопасности и правопорядка.

Для достижения обозначенной в Концепции цели вопросы реформирования миграционных режимов и института российского гражданства прорабатывались системно с учетом положений Концепции, а также с учетом решения оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 2 октября 2019 г. (протокол от 12 октября 2019 г. N Пр-2092) по следующим основным направлениям:

создание благоприятных условий переселения в Российскую Федерацию и получения, при желании, российского гражданства лицами, владеющими русским языком и близкими нам по ментальности и культуре;

формирование понятных миграционных правил как для людей, готовых выбрать Российскую Федерацию в качестве нового места проживания, так и для тех, кто приезжает к нам на время, в качестве туриста, для работы, учебы или с другими целями;

повышение уровня обеспечения безопасности, в том числе за счет более широкого внедрения современных информационных технологий в процедуры предоставления государственных услуг и осуществления государственного контроля.

Подготовленные предложения представлены в следующих шести разделах:

совершенствование институтов постоянного проживания (вида на жительство) и гражданства Российской Федерации;

создание унифицированного миграционного режима для долгосрочного пребывания на территории Российской Федерации;

модернизация механизмов регулирования трудовой миграции;

совершенствование механизмов обеспечения безопасности и правопорядка в миграционной сфере;

информатизация сферы управления миграцией;

дополнительные меры по обеспечению проведения реформы.