IV. Совершенствование механизмов обеспечения безопасности и правопорядка в миграционной сфере

11. Общими условиями обеспечения безопасности Российской Федерации в миграционной сфере, на формирование которых в целом направлены настоящие предложения, являются:

а) предоставление права на постоянное проживание в Российской Федерации и российского гражданства прежде всего лицам, владеющим русским языком и близким нам по ментальности и культуре;

б) гибкие и удобные миграционные правила для временного нахождения в Российской Федерации законопослушных иностранных граждан;

в) широкое внедрение современных цифровых технологий для анализа миграционной ситуации, организации предоставления государственных услуг и осуществления государственного контроля в миграционной сфере.

12. Одновременно необходимо совершенствование направленных на предотвращение нарушения установленных правил и решение иных правоохранительных задач специальных механизмов и институтов обеспечения безопасности и правопорядка, в том числе:

а) расширение использования биометрических персональных данных и технологий работы с ними для проведения верификации и идентификации личности иностранных граждан:

при пропуске через государственную границу Российской Федерации;

при предоставлении иностранным гражданам государственных услуг на территории Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации (при условии создания соответствующей инфраструктуры);

при проведении контрольно-надзорных мероприятий;

б) модернизация инфраструктуры, используемой пограничными органами при осуществлении пограничного контроля, а также органами внутренних дел для обеспечения биометрической идентификации и верификации, в том числе бесконтактных, позволяющих отождествлять граждан с предъявляемыми ими личными документами, выявлять лиц, въезд которым в Российскую Федерацию не разрешен, включая лиц, оформивших документы на другие установочные данные, и др.;

в) реализация возможности выноса части миграционных процедур за пределы Российской Федерации, включая прохождение иностранными гражданами проверки на наличие оснований, препятствующих въезду в Российскую Федерацию, в том числе наличие опасных инфекционных заболеваний, биометрическую регистрацию (при условии создания на территориях иностранных государств соответствующей инфраструктуры);

г) введение института "соглашения о лояльности". Речь идет о механизме, в рамках которого иностранные граждане для въезда на территорию Российской Федерации официально принимают на себя обязательства, нарушение которых может повлечь объявление нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации и утрату права на нахождение в Российской Федерации (соблюдение законодательства, неучастие в политической деятельности и в деятельности запрещенных в Российской Федерации организаций и др.);

д) совершенствование института нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина на территории Российской Федерации. Необходима более четкая регламентация круга обстоятельств, при наличии которых нахождение иностранного гражданина на территории Российской Федерации признается нежелательным, порядка их установления и последствий в зависимости от статуса иностранного гражданина. Возможные категории: осужденные и лица, имеющие судимость; страдающие опасными заболеваниями; представившие подложные документы и заведомо ложные сведения при получении миграционных статусов (о медицинском освидетельствовании, о своей личности, отсутствии судимости, наличии трудовых отношений и др.); нарушившие "соглашение о лояльности"; совершившие определенные правонарушения; скрывающие от налогообложения доходы, получаемые на территории Российской Федерации;

е) введение особого миграционного статуса "контролируемое пребывание", предусматривающего возложение на иностранного гражданина дополнительных обязанностей (регулярная личная явка, ограничение перемещений, применение дополнительных средств контроля и др.), предоставление особых прав (например, на услуги переводчика, услуги связи и др.), применение особых процедур и полномочий государственными органами. Данный миграционный статус будут приобретать иностранные граждане, оказавшиеся в нестандартных с точки зрения обычных миграционных процедур ситуациях, потенциально нежелательные, представляющие угрозу для Российской Федерации, но находящиеся на территории Российской Федерации по тем или иным причинам, например лица:

в отношении которых начата процедура признания их нахождения в Российской Федерации нежелательным;

в отношении которых при прохождении пограничного контроля были выявлены препятствия для пропуска на территорию Российской Федерации;

подлежащие высылке, включая тех, кто не может быть выслан с территории Российской Федерации;

отбывающие наказание в местах лишения свободы;

которым ограничен выезд из Российской Федерации;

имеющие запреты на въезд, но которым въезд в Российскую Федерацию временно разрешен по особым обстоятельствам (например, для дачи показаний по уголовному делу);

ж) совершенствование порядка высылки иностранных граждан из Российской Федерации, в настоящее время осуществляющейся в форме депортации, административного выдворения и процедуры реадмиссии. Необходимы унификация правил, устранение пробелов правового регулирования и выработка единого алгоритма действий по организации высылки за пределы Российской Федерации иностранных граждан, нахождение которых в стране нежелательно, включая:

порядок принятия решения, определения головного государственного органа, порядок взаимодействия с иными государственными органами при осуществлении высылки;

особенности содержания в специальных учреждениях, применения механизмов реадмиссии;

особенности исполнения решений о высылке в отношении лиц, страдающих опасными заболеваниями, инвалидов, беременных женщин и иных опасных или уязвимых категорий лиц;

порядок действий в отношении детей высылаемого лица, обстоятельств, препятствующих высылке, категорий лиц, к которым высылка не применяется, лиц, высылка которых объективно невозможна, и др.;

з) корректировка института запрета на въезд в Российскую Федерацию. Соответствующий институт должен применяться более избирательно, прежде всего в отношении лиц, пребывание которых реально угрожает охраняемым законом интересам. Кроме того, следует предусмотреть возможность установления запрета не только для конкретного иностранного гражданина, но и в отношении категорий иностранных граждан (например, при возникновении эпидемий в иностранном государстве);

и) совершенствование института установления личности иностранного гражданина и лица без гражданства. Требуется более детальная регламентация процедур и способов установления личности иностранного гражданина, включая идентификацию по биометрическим параметрам, а также выдачу документа, удостоверяющего личность, как для пребывания на территории Российской Федерации, так и для выезда из Российской Федерации;

к) совершенствование механизмов контроля и обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности в миграционной сфере, обеспечение прохождения медицинского освидетельствования на предмет наличия опасных заболеваний всеми длительно пребывающими на территории Российской Федерации иностранными гражданами в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, создание механизмов контроля состояния здоровья до въезда на территорию Российской Федерации, выработка эффективных алгоритмов действий в отношении лиц, у которых выявлены опасные заболевания (включая меры принудительной изоляции), а также определение порядка взаимодействия медицинских учреждений и уполномоченных государственных органов;

л) повышение эффективности контроля транзакций, прежде всего за счет создания удобных для иностранных граждан государственных электронных сервисов в миграционной сфере, позволяющих осуществлять официальные платежи (налоги, пошлины, штрафы) в привязке к аккаунту иностранного гражданина в государственной информационной системе, через личный кабинет и мобильное приложение;

м) совершенствование механизма установления временного ограничения права на выезд из Российской Федерации иностранного гражданина в целях предотвращения уклонения от исполнения обязательств перед Российской Федерацией (например, в отношении подозреваемых и обвиняемых по уголовным делам);

н) расширение возможностей государственных органов по осуществлению так называемого миграционного розыска иностранных граждан, предусматривающего законные основания и полномочия по определению места нахождения иностранных граждан, нарушивших миграционное законодательство, уклоняющихся от выезда из Российской Федерации и т.п., а также конкретные меры и порядок их осуществления, в том числе с использованием возможностей, предоставляемых информационными технологиями (биометрическая идентификация, направление уведомлений в личные кабинеты и на персональные мобильные устройства, геолокация и др.).