3.2. Требования охраны труда при обслуживании и ремонте тормозного оборудования тепловоза

3.2.1. Перед сменой пневматического оборудования, приборов, воздушных резервуаров, тормозных колодок, других деталей тормозной рычажной передачи слесарь должен перекрыть разобщительные краны на воздухопроводах и выпустить воздух из соответствующего воздухопровода, прибора, резервуара, другого оборудования.

3.2.2. При перекрытии разобщительных кранов должны быть вывешены таблички "Не включать! Работают люди".

3.2.3. Смену тормозных колодок следует производить осторожно, чтобы падающая колодка не повредила ноги.

В случае если тормозная колодка не освобождается по причине зажатия, заклинивания и замерзания допускается применять ручной рычажный инструмент - лом.

Перед началом работы с ломом следует убедиться в его исправности. Концы лома должны быть заострены, его поверхность должна быть ровной и гладкой, без прогиба.

Перед началом данной работы, следует убедиться в надежной фиксации лома между тормозной колодкой и ободом колеса.

В процессе работы запрещается находиться в направлении возможного выброса лома.

При отсутствии у тормозной колодки отверстия для чеки запрещается выбивать отверстие самостоятельно.

При смене тормозных колодок следует использовать защитную каску и защитные рукавицы.

3.2.4. Перед сменой соединительного рукава тормозной магистрали секции тепловоза должен быть перекрыт его концевой кран и концевой кран смежного соединительного рукава.

3.2.5. Запрещается открывать и закрывать вентили и краны воздушной магистрали ударами молотка или других предметов.

3.2.6. При ремонте тормозного оборудования под кузовом тепловоза слесарю запрещается находиться напротив штока поршня тормозного цилиндра и прикасаться к головке штока поршня.

3.2.7. Перед разъединением головки штока поршня тормозного цилиндра и горизонтального рычага тормозной рычажной передачи слесарь должен выпустить воздух из соответствующих резервуаров и тормозных цилиндров.

При выемке и установке поршня тормозного цилиндра слесарь должен использовать специальное приспособление, предусмотренное технологией работ.

3.2.8. Разборку поршня после извлечения его из тормозного цилиндра слесарь должен выполнять в соответствии с технологией работ, соблюдая меры личной безопасности. При этом запрещается снимать крышку цилиндра до извлечения штифта головки штока, снятия штока и полного разжатия пружины. При выполнении данной работы слесарь должен использовать специальное приспособление, предусмотренное технологией работ.

3.2.9. При сборке и регулировке тормозной рычажной передачи и рессорного подвешивания тележки для совмещения отверстий в тягах, балансирах, рычагах и других деталях слесарь должен использовать бородки и молоток. Контролировать совпадение отверстий пальцами не допускается.

3.2.10. Перед опробованием тормозов работы по ремонту экипажной части тепловоза должны быть прекращены.

Запрещается проводить проверку работоспособности тормозного оборудования одновременно с ТО и ТР подкузовного оборудования тепловоза.

3.2.11. Перед испытанием тормозного оборудования на стенде необходимо проверить исправность работы приборов, зажимов, запорной арматуры, качество соединения с магистралью сжатого воздуха.

При работе на стенде испытуемое оборудование должно быть надежно зафиксировано.

3.2.12. Обмывку моющим раствором, обдувку воздухом и протирку деталей тормозного оборудования салфетками следует производить при включенной вытяжной вентиляции. При этом для защиты лица и рук необходимо использовать защитный лицевой щиток и резиновые перчатки.

3.2.13. Продувку тормозной магистрали тепловоза необходимо выполнять в следующей последовательности:

снять головку рукава с крюка кронштейна и, надежно удерживая головку рукава рукой, прижать ее к ноге (бедру);

плавно открыть (на 3 - 5 секунд) и закрыть концевой кран.

Струю выпускаемого воздуха следует направлять параллельно поверхности пола (земли). Запрещается направлять струю выпускаемого воздуха в сторону людей.

Продувку тормозной магистрали следует производить в защитных очках и шумоизолирующих наушниках.

Производить продувку тормозной магистрали, находясь в смотровой канаве или на пониженной площадке, запрещается.