3.1. Общие требования охраны труда при техническом обслуживании и текущем ремонте тепловоза

3.1.1. Перед проведением ТО тепловоза на железнодорожных путях депо необходимо убедиться в том, что тепловоз закреплен от ухода и огражден переносными сигналами в виде прямоугольных щитов красного цвета "Стой! Запрещается проезжать сигнал".

3.1.2. При использовании мини-моечной установки следует использовать защитные очки (щитки). Запрещается направлять струю воды на электрошкафы, контактную сеть и другое оборудование, находящееся под напряжением, а также производить работы при нахождении в рабочей зоне людей.

3.1.3. При производстве работ по обдувке сухим сжатым воздухом кузова тепловоза, секций охлаждающих устройств, тягового генератора, коллекторных камер электрических машин и аппаратов и экипажной части локомотива следует использовать защитные очки, респираторы, каску (каскетку), наушники или беруши.

Располагать обдувочные шланги (рукава) вблизи вращающихся элементов оборудования тепловоза или на защитных кожухах, экранах не допускается.

3.1.4. В зоне производства работ по обдувке сжатым сухим воздухом кузова тепловоза, секций охлаждающих устройств, тягового генератора, коллекторных камер электрических машин и аппаратов и экипажной части локомотива выполнять другие виды работ запрещается.

3.1.5. Во время ввода (вывода) тепловоза в депо, ПТОЛ слесарь должен находиться на безопасном расстоянии (не менее 2,5 метра) от движущегося локомотива за пределами мест, отмеченных знаком безопасности "Осторожно! Негабаритное место!".

Запрещается:

находиться в проеме ворот при их открытии и закрытии;

проходить между локомотивом и проемом открытых ворот при нахождении локомотива в проеме ворот.

3.1.6. Перед началом проведения работ по ремонту (осмотру) тепловоза на ремонтной позиции в цехе депо (ПТОЛ) слесарь должен визуально убедиться в закреплении локомотива от ухода ручным тормозом и тормозными башмаками, отсоединении от тепловоза кабелей постороннего источника питания тяговых электродвигателей.

Закреплять тепловоз деревянными клиньями и другими подручными материалами запрещается.

3.1.7. Осуществлять переход через смотровые канавы между расцепленными секциями тепловоза слесарь должен по переходным мостиками, шириной не менее 0,6 метра.

3.1.8. Приступать к проведению работ по ТО и ТР тепловоза следует после того, как температура воды и масла в системах снижена до 40 - 50 °C.

3.1.9. При подъеме (спуске) по лестницам на стационарные технологические эстакады (платформы) или передвижные повышенные площадки слесарь должен держаться за поручни обеими руками и использовать перчатки с полимерным покрытием.

При уклоне лестницы выхода на эстакаду или передвижную повышенную площадку более 60° подъем и спуск следует осуществлять лицом к лестнице.

Во время подъема (спуска) на эстакаду, передвижную повышенную площадку нахождение на лестнице шириной до 1,5 метра более одного человека запрещается.

Находясь на эстакаде ремонтной позиции, выходить на крышу тепловоза следует по переходной площадке.

3.1.10. Выходить на крышу тепловоза, установленного на железнодорожном пути, не имеющем технологических стационарных эстакад на уровне крыши локомотива или передвижных повышенных площадок запрещается.

3.1.11. При работе на крыше тепловоза, находящегося на ремонтной позиции в цехе депо, ПТОЛ, не имеющей с двух сторон от тепловоза эстакад на уровне крыши локомотива, слесарь должен использовать защитную каску и страховочную систему, которая должна крепиться к специально протянутой над рабочим местом гибкой анкерной линии.

3.1.12. При выполнении работ на пониженной площадке смотровой канавы, а также работ с использованием грузоподъемных механизмов, слесарь должен использовать защитную каску.

При работе в ограниченном пространстве (под кузовом, в дизельном помещении тепловоза) допускается использование каскетки.

3.1.13. Находится в смотровой канаве работникам, не связанным с обслуживанием и проверкой технического состояния подкузовного оборудования тепловоза, запрещено.

3.1.14. При нахождении на крыше тепловоза запрещается переходить (перебегать, перепрыгивать) с секции на секцию тепловоза.

Передвигаться по крыше тепловоза следует только по деревянному настилу.

При откручивании и закручивании болтов крепления крышевого оборудования движение ключа следует направлять на себя, находясь при этом лицом к перепадам высоты, и принимать меры для предотвращения падения инструмента и деталей с высоты.

Запрещается держать на крыше тепловоза лишние детали и инструменты.

3.1.15. Слесарю запрещается подниматься на крышу тепловоза, находящегося на электрифицированном пути, либо на неэлектрифицированном пути под проводами воздушных линий электропередач.

3.1.16. Выполнять ремонтные работы на тепловозе при выполнении работ по обточке колесных пар и при производстве вибрационной диагностики узлов локомотива запрещается.

3.1.17. Перед обточкой колесной пары следует закрепить необтачиваемые колесные пары тормозными башмаками.

При проведении обточки колесной пары рабочая зона должна быть ограждена и обозначена знаками: "Внимание! Опасное место".

Во время работы станка запрещается выполнение осмотра, обслуживания и ремонта узлов и механизмов тепловоза, а также обслуживание станка.

3.1.18. При ремонте экипажной части тепловоза автотормоза должны быть отключены, воздух из пневмосистемы выпущен.

3.1.19. При устранении утечек воздуха в соединениях аппаратов, резервуаров и устройств, находящихся под давлением воздуха, их следует отключить от воздушной магистрали и выпустить воздух. При выполнении этих работ слесарь должен использовать рукавицы и защитные очки.

Запрещается отворачивать заглушки, краны, клапаны и штуцеры пневматических приборов у резервуаров, находящихся под давлением.

3.1.20. Перед ремонтом компрессора на тепловозе слесарь должен убедиться, что воздух из напорной магистрали и воздушных резервуаров тепловоза выпущен.

Во время ремонта компрессора на тепловозе запрещается производить любые работы в картере дизеля при неразобранной соединительной муфте.

3.1.21. Перед выкаткой колесно-моторного блока из-под тепловоза на скатоопускной канаве колесные пары тепловоза должны быть закреплены тормозными башмаками, а выкатываемая колесная пара - деревянными клиньями.

Запрещается находиться на скатоподъемнике в момент опускания колесно-моторного блока грузоподъемным механизмом, а также при движении скатоподъемника.

3.1.22. При выкатке тележки с подключением его тягового двигателя к постороннему источнику питания место соединения кабеля должно иметь надежную изоляцию. Напряжение от постороннего источника питания должно подаваться после подсоединения его кабеля к тяговому электродвигателю, а сниматься до отсоединения кабеля.

3.1.23. Выкатку (подкатку) тележек, подачу и снятие напряжения на тяговый электродвигатель от постороннего источника питания следует производить под руководством и с разрешения мастера (бригадира).

При выкатке (подкатке) тележек запрещается находиться в смотровой канаве под тележкой, на тележке и на пути ее движения, а также размещать узлы и агрегаты, снятые с кузова, инструменты и приспособления в непосредственной близости от передвигаемой тележки.

3.1.24. Перед разборкой люлечного подвешивания тележек пружины подвесок должны быть разгружены. Испытывать пружины люлечного подвешивания на гидравлических прессах под нагрузкой необходимо с применением защитного кожуха.

3.1.25. Опробование и регулировку звуковых сигналов следует производить за пределами производственных помещений.

3.1.26. Натирку и подкраску лобовой части кузова, замену стекла прожектора, лобового стекла и стеклоочистителей кабины управления следует выполнять со специальных подмостей с ограждениями.

3.1.27. Работу по смене лобового стекла должны производить не менее трех работников. Запрещается находиться в опасной зоне при снятии и установке лобового стекла.

Выдавливание неисправного лобового стекла необходимо производить из кабины управления с использованием деревянного бруска. Запрещается производить выдавливание стекла руками.

При выполнении замены стекол следует использовать защитные перчатки и защитные очки (лицевые щитки).

3.1.28. Выполнение окрасочных работ деталей, механизмов и крупногабаритных конструкций в цехе с применением краскопульта допустимо, если другие работы не производятся, работники удалены из помещения и включена вытяжная система вентиляции.

При проведении окрасочных работ следует использовать респиратор, защитные очки, головной убор и фартук.

3.1.29. В производственных помещениях, где производятся любые работы с лакокрасочными материалами, запрещается курение и использование открытого огня или раскаленных предметов.

Работать в производственных помещениях при проведении лакокрасочных и пропиточно-сушильных работ при отключенной (или неисправной) приточно-вытяжной вентиляции запрещается.

3.1.30. Работы, связанные с применением пропиточных покровных составов, лаков, эмалей и растворителей, следует производить в комбинезонах, защитных фартуках.

Для защиты кожных покровов от воздействия растворителей смол и пропиточных составов необходимо использовать защитные перчатки, защитные очки и защитные пасты и мази.

3.1.31. Сушка окрашенных деталей в сушильной камере должна производиться при включенной вытяжной вентиляции.