II. Основные понятия и определения

В настоящей Методике используются следующие понятия и определения.

2.1. Инновация <1> - внедренный на рынке новый или усовершенствованный продукт (товар, услуга), значительно отличающийся от продукта, производившегося ранее; внедренный в практику новый или усовершенствованный бизнес-процесс, значительно отличающийся от соответствующего бизнес-процесса, используемого ранее.

--------------------------------

<1> Здесь и далее все понятия приведены в целях настоящей Методики расчета показателя и в соответствии с международными рекомендациями в области статистического измерения инновационной деятельности (см. OECD/Eurostat (2018), Oslo Manual 2018: Guidelines for Collecting, Reporting and Using Data on Innovation, 4th Edition, The Measurement of Scientific, Technological and Innovation Activities, OECD Publishing, Paris/Eurostat, Luxembourg).

В соответствии с международными стандартами инновации подразделяются на два типа: продуктовые и процессные, последние включают семь видов (категорий) нововведений. Составной частью продуктовых и отдельных видов процессных инноваций, связанных с производственной деятельностью, являются технологические инновации.

Продуктовая инновация <1> - внедренный на рынке новый или усовершенствованный продукт (товар, услуга), значительно отличающийся от продукта, производившегося ранее.

Процессная инновация <1> - внедренный в практику новый или усовершенствованный бизнес-процесс, значительно отличающийся от соответствующего бизнес-процесса, используемого ранее.

Виды процессных инноваций:

новые или усовершенствованные методы производства и разработки товаров и услуг, ведения и разработки сельскохозяйственного производства;

новые или усовершенствованные методы логистики, поставок и распределения сырья, материалов, комплектующих, товаров и услуг;

новые или усовершенствованные методы обработки и передачи информации общие для организации;

новые или усовершенствованные методы ведения бизнеса, корпоративного управления, бухгалтерского и финансового учета;

новые или усовершенствованные практики деловых отношений и внешних связей;

новые или усовершенствованные методы управления трудовыми ресурсами;

новые или усовершенствованные маркетинговые методы продвижения, представления и ценообразования товаров.

2.2. Инновационная деятельность <1> - вся исследовательская (исследования и разработки), финансовая и коммерческая деятельность, направленная на создание новых или усовершенствованных продуктов (товаров, услуг), значительно отличающихся от продуктов, производившихся ранее и предназначенных для внедрения на рынке; новых или усовершенствованных бизнес-процессов, значительно отличающихся от соответствующих бизнес-процессов, используемых ранее.

К видам инновационной деятельности относятся: исследования и разработки новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; приобретение машин, оборудования, прочих основных средств, связанных с инновационной деятельностью; маркетинг и создание бренда; обучение и подготовка персонала, связанные с инновационной деятельностью; дизайн; инжиниринг; разработка и приобретение программ для ЭВМ и баз данных, связанных с инновационной деятельностью; приобретение прав на патенты (отчуждение), лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем и т.п.; патентование (регистрация) результатов интеллектуальной деятельности; планирование, разработка и внедрение новых методов ведения бизнеса, организации рабочих мест и организации внешних связей.

2.3. Инновационные товары, работы, услуги <1> - товары, работы, услуги, новые или подвергавшиеся в течение последних трех лет (включая отчетный период) разной степени технологическим изменениям.

2.4. Затраты на инновационную деятельность <1> - в стоимостном выражении фактические расходы на осуществление одного, нескольких или всех видов инновационной деятельности (связанной с процессом разработки и внедрения технологических инноваций и других нововведений), выполняемой в организации. В составе затрат на инновационную деятельность учитываются текущие и капитальные затраты.

2.5. К инновационно-активным организациям относятся:

организации, имевшие в отчетном году фактические затраты на один или несколько видов инновационной деятельности. При этом неважно - осуществлялась инновационная деятельность организацией самостоятельно или с привлечением сторонних организаций, и является данная инновация завершенной в отчетном году или переходящей на будущий период;

организации, выполнявшие в отчетном году научные исследования и разработки, включая прикладные и поисковые научные исследования, экспериментальные разработки для достижения практических целей и решения конкретных задач при создании новых технологий, товаров, выполнении работ, оказании услуг;

организации, отгружавшие в отчетном году инновационную продукцию (товары, работы, услуги) собственного производства;

организации, вновь созданные в отчетном году (за исключением созданных путем реорганизации - слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).