См. Организационно-методические указания на 2022 год

IV. Руководителям ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ

Основные усилия по подготовке органов управления, сил ГО и территориальных подсистем РСЧС направить на:

организацию комплекса мероприятий по реализации Стратегии в области развития ГО, ЗНиТ от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года, а также Основ государственной политики Российской Федерации на период до 2030 года в области ГО, ЗНиТ от ЧС и в области пожарной безопасности;

реализацию стратегий социально-экономического развития регионов с учетом развития системы предупреждения ЧС и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения:

разработку (корректировку) и реализацию документов территориального планирования с учетом снижения экономических и материальных потерь от ЧС;

участие в формировании перечней ПО и КВО в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

выявление бесхозяйных потенциально опасных объектов, а также объектов накопленного вреда окружающей среде и обеспечение ЗНиТ от угроз ЧС и пожаров на них;

корректировку планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС на муниципальном и региональном уровне, обратив особое внимание на распределение сил и средств по участкам работ при возможных ЧС, а также подготовку запросов на привлечение сил соседних субъектов Российской Федерации и ФОИВ при недостаточности региональной группировки;

организацию подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС в соответствии с требованиями действующего законодательства;

проведение учений и тренировок в рамках РСЧС с практической отработкой вопросов готовности к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе внеплановых;

разработку соответствующих документов стратегического планирования, в тем числе государственных программ субъектов Российской Федерации, и отражение в них самостоятельных разделов по вопросам развития и повышения готовности сил ГО, а также территориальных подсистем РСЧС;

реализацию Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 2446-р, в муниципальных образованиях, их интеграцию в комплексную систему безопасности жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации, в том числе финансирование проводимых мероприятий в рамках региональных программ и бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

создание, развитие и организацию эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";

совершенствование нормативно-правовой и методической базы, а также механизмов ее практической реализации в области ГО, ЗНиТ от ЧС и обеспечения пожарной безопасности, повышение защищенности КВО, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС на региональном и муниципальном уровнях, обратив особое внимание на соответствие законодательства субъектов Российской Федерации федеральному законодательству, с учетом разграничения предметов ведения и полномочий между ОИВ в Российской Федерации;

организацию работы по накоплению материальных ресурсов в резервах для ликвидации ЧС в соответствии с утвержденными номенклатурой и объемами. Рассмотрение вопроса по использованию финансовых ресурсов при выполнении мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, в условиях введения режима функционирования повышенной готовности;

организацию освежения резервов (запасов) СИЗ для населения в соответствии с действующими НПА;

формирование в соответствующих бюджетах необходимых объемов финансовых средств и их выделение на создание и оснащение техническими средствами, предназначенными для тушения пожаров и проведения АСР, подразделений пожарной охраны;

реализацию соглашений между МЧС России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче МЧС России осуществления части полномочий;

обеспечение готовности пунктов временного размещения населения, пострадавшего в результате ЧС;

совершенствование и развитие нормативной базы муниципальных образований по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

обеспечение финансирования мероприятий региональных целевых программ по снижению рисков и смягчению последствий ЧС природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности в субъектах Российской Федерации;

создание, совершенствование (развитие и реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности систем оповещения населения, в том числе комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;

обеспечение оповещения населения, проживающего в сельской местности, отдаленных населенных пунктах, а также на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения;

использование для оповещения и информирования населения об угрозах возникновения (возникновении) ЧС всех существующих специализированных средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

осуществление информирования населения через СМИ, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии ЗНиТ от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых ЧС, о приемах и способах защиты населения от них;

содействие территориальным органам МЧС России в предоставлении участков местности для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей в рамках создания Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения, а также в выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о ЧС и подготовки населения в области защиты от ЧС;

проведение мероприятий по развитию систем информирования и оповещения в целях подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также охраны общественного порядка;

совершенствование подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на основе требований нормативных документов;

наполнение Атласа природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций Российской Федерации;

проведение мероприятий по развитию СНЛК и актуализации НПА по вопросам ее функционирования;

проведение мероприятий по созданию систем стационарного дистанционного мониторинга инженерных систем КВО;

принятие мер по совершенствованию учебно-методических центров по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации, курсов ГО муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов ГО и ЧС, а также всестороннее обеспечение их деятельности;

участие в развитии и совершенствовании центров управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России (далее - ЦУКС) и единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (далее - ЕДДС) как органов повседневного управления РСЧС на соответствующих уровнях;

дооснащение подразделений современными многофункциональными беспилотными авиационными системами самолетного, вертолетного и комбинированного типов малого класса с различными радиусами действия;

осуществление по результатам инвентаризации комплекса мер по созданию и повышению готовности материально-технической базы в целях ГО и ЗНиТ от ЧС;

дальнейшее создание и оснащение нештатных АСФ, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - НФГО) и аварийно-спасательных служб с учетом современных угроз;

организацию своевременной и качественной подготовки докладов о состоянии ГО;

обеспечение в части, касающейся реализации плана повышения защищенности КВО в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

организацию работ по созданию и сохранению страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения;

осуществление мер по повышению взаимодействия территориальных органов МЧС России и органов управления образованием субъектов Российской Федерации в проведении ежегодных школьных, муниципальных, региональных и межрегиональных соревнований "Школа безопасности", и полевых лагерей "Юный спасатель", "Юный пожарный" и "Юный водник";

подготовку ОМСУ к решению задач ГО, ЗНиТ от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, закрепленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

проведение совместно с заинтересованными ФОИВ, их территориальными органами и организациями проверок готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС и пожаров, особенно с учетом циклических рисков;

совершенствование культуры безопасности жизнедеятельности населения, форм и методов информационного обеспечения деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, пожаров и происшествий, в том числе связанных с дорожно-транспортными происшествиями (далее - ДТП) и происшествиями на водных объектах, экстремальным и неорганизованным туризмом;

создание инфраструктуры для организации оказания помощи пострадавшим при ДТП на автомобильных дорогах федерального и регионального значения с использованием авиационных технологий;

развитие и совершенствование системы управления и обмена информацией в области ГО и ЗНиТ от ЧС;

продолжение создания единой системы предварительного планирования действий пожарных и спасателей при ЧС на объектах, нарушение режима функционирования которых может привести к катастрофическим последствиям;

выполнение требований законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

организацию планирования и проведения тренировок с операторами связи для определения готовности сетей связи к угрозе возникновения и возникновению ЧС (далее - тренировки) не менее двух раз в год;

организацию участия соответствующих органов повседневного управления ТП РСЧС в тренировках с отработкой практических действий участников тренировок;

планирование и реализацию превентивных мероприятий, в том числе инженерно-технического характера, по защите населенных пунктов и объектов инфраструктуры региона от наиболее разрушительных опасных природных быстроразвивающихся процессов и явлений;

разработку и реализацию планов основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах субъектов Российской Федерации на 2021 год.