См. Организационно-методические указания на 2022 год

1. Мероприятия по подготовке органов управления

Основными мероприятиями оперативной подготовки считать:

подведение итогов деятельности органов управления и сил РСЧС по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

КШУ по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера;

Всероссийская штабная тренировка по ГО;

учебно-методические сборы с руководителями постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления РСЧС (должностными лицами структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ЗНиТ от ЧС и (или) ГО);

ежемесячное подведение итогов с органами повседневного управления по вопросам реагирования в ходе ликвидации ЧС (происшествий) и ежедневных тренировок;

учения (тренировки) с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, учения (тренировки) с органами управления и силами РСЧС.

Основными формами оперативной подготовки органов управления РСЧС и ГО определить учения (тренировки), тренировки ГУ НЦУКС, ЦУКС с органами повседневного управления Ф и ТП РСЧС, а также сборы, групповые и практические занятия.

Мероприятия проводить с периодичностью:

а) для ОИВ субъектов Российской Федерации:

участие в совместных комплексных учениях по отработке вопросов ликвидации ЧС, связанных с весенним половодьем, природными пожарами, защитой населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также по отработке вопросов межрегионального маневрирования силами и средствами, предназначенными для тушения лесных пожаров (один раз в год, 1 квартал);

участие в подведении итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и постановке задач на следующий год с руководителями территориальных органов ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организаций, расположенных в пределах субъекта Российской Федерации (один раз в год);

участие в КШУ по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера (один раз в год);

участие во Всероссийской штабной тренировке по ГО (один раз в год);

участие в комплексной тренировке (далее - КТ) с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, органами управления силами Ф и ТП РСЧС по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера (по отдельному плану);

участие соответствующих органов повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС в тренировках по обмену информацией под руководством ГУ НЦУКС и ЦУКС (по отдельному плану);

б) для ОМСУ:

участие в учебно-методическом сборе, проводимом в субъекте Российской Федерации по подведению итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и постановке задач на следующий год с руководителями территориальных органов ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организаций, расположенных в пределах субъекта Российской Федерации (один раз в год);

участие руководителей ОМСУ, председателей комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) муниципальных образований в подведении итогов по результатам реагирования органов управления и сил Ф и ТП РСЧС за квартал под руководством главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (ежеквартально, в режиме видеоконференцсвязи);

участие руководителей ОМСУ, председателей КЧС и ОПБ муниципальных образований в ежемесячных подведениях итогов с органами повседневного управления по результатам реагирования и ежедневных тренировок;

участие ЕДДС в подведении итогов деятельности за сутки (месяц) под руководством ЦУКС (ежедневно);

участие в проведении смотра-конкурса на звание "Лучшая ЕДДС муниципального образования" (в течение года);

участие в КШУ по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера под руководством МЧС России (один раз в год. 1 - 2 квартал);

участие во Всероссийской штабной тренировке по ГО (один раз в год);

участие в КТ с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, органами управления силами Ф и ТП РСЧС по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера под руководством МЧС России (по отдельному плану);

участие в тренировке с ЦУКС, оперативными группами местного пожарно-спасательного гарнизона, ЕДДС (по отдельному плану, не реже 2-х раз в месяц);

тренировка по проверке готовности к применению резервных источников энергоснабжения пунктов управления (еженедельно, по четвергам).

Состав ФОИВ, их территориальных органов, ОИВ субъектов Российской Федерации и ОМСУ, принимающих участие в КТ с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности под руководством МЧС России и КТ с органами управления и силами РСЧС, определяется руководителем КТ заблаговременно при планировании КТ и доводится до участников в установленном порядке.

При проведении учений (тренировок) особое внимание уделить оценке реальности имеющихся планов:

ГО и защиты населения (ГО) субъекта Российской Федерации (муниципальных образований, организаций);

действий субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по предупреждению и ликвидации ЧС;

основных мероприятий субъекта Российской Федерации (муниципальных образований, органов управления, организаций) на год;

финансового обеспечения спланированных мероприятий по ГО, ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера;

выполнения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению и эвакуации населения.

При планировании учений (тренировок) предусматривать выполнение мероприятий по приведению органов управления, сил ГО и РСЧС в различные степени готовности и режимы функционирования, переводу ГО на работу в условиях военного времени, защите населения и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, ликвидации последствий террористических актов во взаимодействии с заинтересованными ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации и ОМСУ.

Темы учений (тренировок) определять исходя из особенностей регионов и задач, выполняемых Ф и ТП РСЧС.

В ходе учебно-методических (учебных) сборов проводить:

ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации и ОМСУ - практические занятия по действиям должностных лиц ОИВ, ОМСУ, КЧС и ОПБ при ликвидации аварий на ПОО и организации защиты населения в ЧС;

руководителям организаций - показные занятия с АСФ по ликвидации ЧС и организации эвакуации рабочих и служащих;

руководителям предприятий (учреждений, организаций) с негосударственной формой собственности - занятия с рабочими и служащими по действиям при возникновении ЧС.

КШУ, тактико-специальные (специальные) учения проводить по комплексным темам, рассматривая вопросы ликвидации ЧС, прогнозируемых на соответствующей территории, по приведению в готовность и ведению ГО.

Оценку обстановки и выработку решений в ходе учений и тренировок по выполнению задач ГО, ликвидации ЧС осуществлять на основе оперативных расчетов с привлечением для обработки информации ЕДДС и территориальных центров мониторинга и прогнозирования ЧС.

Использовать информацию о реально складывающейся на территории обстановке с применением типовых моделей и методик решения оперативных задач.

При проведении практических занятий на местности, учебных полигонах и объектах создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям ЧС. При этом с обучаемыми в обязательном порядке должны проводиться тренировки в СИЗ органов дыхания в составе подразделений и расчетов, в том числе в непригодной для дыхания среде, в соответствии с порядком, установленным Наставлением по газодымозащитной службе МЧС России и методическими указаниями по проведению соответствующих занятий.

При проведении практических мероприятий обеспечить соблюдение мер безопасности.