III. Общие подходы к обеспечению доступности для лиц с ограниченными физическими возможностями транспортных средств, предназначенных для их перевозки

III. Общие подходы к обеспечению доступности для лиц

с ограниченными физическими возможностями транспортных

средств, предназначенных для их перевозки

14. Конструкция транспортного средства должна обеспечивать лицам с ограниченными физическими возможностями беспрепятственный и удобный доступ в пассажирское помещение (салон) и безопасную поездку в нем.

15. На наружной стороне корпуса транспортного средства (за исключением воздушного и водного транспорта) должна быть нанесена маркировка, информирующая о его доступности для лиц с ограниченными физическими возможностями.

16. Транспортное средство (за исключением воздушного и водного транспорта) должно предусматривать не менее одной двери, через которую осуществляется посадка и высадка лиц с ограниченными физическими возможностями.

Указанная дверь должна иметь соответствующие обозначения, надписи или пиктограммы, а также специальную световую и звуковую сигнализацию.

Размеры дверного проема, предназначенного для доступа лиц с ограниченными физическими возможностями в транспортное средство, должны позволять им перемещаться беспрепятственно.

17. В случае если транспортные средства оснащены вспомогательным посадочным устройством или удерживающей системой крепления лиц с ограниченными физическими возможностями, передвигающихся на креслах-колясках, в салоне транспортного средства должны находиться руководства по их практической эксплуатации.

18. Штатные средства аварийного спасения пассажиров транспортного средства должны быть приспособлены для эвакуации лиц с ограниченными физическими возможностями с учетом их способностей и возможностей.

Места расположения средств аварийного спасения пассажиров транспортного средства, в том числе аварийные выходы, следует оснащать световыми и звуковыми маячками, имеющими надежные системы включения и энергопитания в аварийных ситуациях.

19. Для обеспечения безопасности и удобства лиц с ограниченными физическими возможностями в транспортном средстве должны быть выделены:

а) зона размещения лиц с ограниченными физическими возможностями;

б) пространство, необходимое для подъезда лиц с ограниченными физическими возможностями, передвигающихся на креслах-колясках, к зоне их размещения;

в) пространство для размещения кресел-колясок в сложенном виде (в случае пересадки лица с ограниченными физическими возможностями, передвигающегося на кресле-коляске, из кресла-коляски на пассажирское сиденье).

20. Если конструкция транспортного средства предполагает наличие туалета общего пользования, он должен быть также приспособлен для пользования лицами с ограниченными физическими возможностями.

Если в транспортном средстве предусмотрено несколько туалетов общего пользования, то как минимум один из них, ближайший к местам размещения лиц с ограниченными физическими возможностями, должен быть приспособлен для пользования такими лицами.

Зону размещения лиц с ограниченными физическими возможностями располагают рядом с доступными для них входом в транспортное средство и туалетом (при наличии).

21. Планировка купе (каюты) транспортного средства, предназначенного для лиц с ограниченными физическими возможностями, передвигающихся на креслах-колясках, должна предусматривать размещение в нем сопровождающих их лиц, обеспечивать возможность въезда в него на кресле-коляске, пространство для маневрирования внутри купе (каюты), а также доступность любого оборудования купе (каюты) для лиц с ограниченными физическими возможностями.

22. Каждое купе (каюта), предназначенное для лица с ограниченными физическими возможностями, передвигающегося на кресле-коляске, должно быть размещено поблизости от доступного для такого лица туалета и связано с ним доступным проходом (коридором).

23. Поверхность пола должна исключать скольжение.

24. Кресла (сиденья), предназначенные для длительных поездок лиц с ограниченными физическими возможностями, должны иметь соответствующее обозначение (надписи, пиктограммы), выполняемые рельефно, спинки с подголовниками, опоры для голени, регулируемые по углу наклона, опоры для стоп и подлокотники. Подлокотники кресел (сидений), расположенные со стороны пересадки лица с ограниченными физическими возможностями из кресла-коляски, должны быть откидными.

25. Зона размещения лиц с ограниченными физическими возможностями, передвигающихся на креслах-колясках, может быть оборудована откидными и убираемыми сиденьями общего пользования, которые могут быть использованы обычными пассажирами в случаях, когда лица с ограниченными физическими возможностями не занимают эту зону.

Такие сиденья в убранном положении не должны загромождать зону для размещения лиц с ограниченными физическими возможностями.

26. Транспортные средства должны быть оснащены поручнями и стойками, которые обеспечивают удобную и безопасную посадку, перемещение внутри транспортного средства после посадки, размещение лиц с ограниченными физическими возможностями в транспортном средстве и их выход и не должны ограничивать пространство, предназначенное для разворота и маневрирования лиц с ограниченными физическими возможностями, передвигающихся на креслах-колясках, во время их передвижения от входной двери к зоне размещения, а также препятствовать движению других пассажиров.

Все опорные устройства (поручни, стойки и др.), а также обслуживающие и управляющие элементы и механизмы (рычаги, рукоятки, ручки, выключатели, розетки и др.), предназначенные для пользования лицами с ограниченными физическими возможностями, должны размещаться в транспортном средстве в зоне их физической досягаемости.

Цвет поручней и стоек, расположенных внутри транспортного средства, должен быть контрастным по отношению к цвету стен и пола салона транспортного средства.

27. Компоновка оборудования туалета должна позволять лицу с ограниченными физическими возможностями беспрепятственно пользоваться этим туалетом, обеспечивать возможность необходимого маневрирования лицу с ограниченными физическими возможностями, передвигающемуся на кресле-коляске, внутри туалета и нахождения в туалете сопровождающего его лица для оказания помощи, а также предусматривать место для размещения кресла-коляски рядом с унитазом.

В туалете должны быть предусмотрены горизонтальные и вертикальные поручни, облегчающие лицу с ограниченными физическими возможностями пользование санитарным оборудованием.

28. Санитарное оборудование (раковину умывальника, зеркало, емкости для бумажных полотенец и туалетной бумаги, мыльницу, крючки и т.п.) следует размещать в зоне физической досягаемости для лиц с ограниченными физическими возможностями.

29. Наружная дверь туалета в транспортном средстве должна иметь соответствующее рельефно-графическое обозначение (надпись или пиктограмму).

30. Приборы и устройства должны обеспечивать возможность приведения их в действие одной рукой.

31. Транспортные средства должны быть оснащены приборами световой и звуковой сигнализации, обеспечивающими надежную связь, в том числе двустороннюю, лица с ограниченными физическими возможностями, находящегося внутри транспортного средства, с персоналом транспортного средства.

32. Каждое транспортное средство должно быть оборудовано звуковой и визуальной (табло, дисплей и т.п.) информационными системами для обеспечения лиц с ограниченными физическими возможностями сведениями о маршруте следования, об остановках и любой другой предупреждающей информацией.

33. Текстовые информационные средства должны иметь строгость пропорций. Буквы и цифры в надписях и текстах должны быть выполнены сплошным контуром без перемычек.

34. Пиктограммы должны иметь ясное и четкое композиционное построение, понятный рисунок или символ, композиционно оправданный фон, размер букв и цифр.

35. Транспортные средства должны быть оснащены системами внешних и внутренних ориентиров, предназначенных для облегчения поиска лицами с ограниченными физическими возможностями входа и выхода из транспортного средства и для их безопасного передвижения внутри транспортного средства.

36. Для изготовления ориентирующих устройств не должны применяться материалы и цветовые решения, отрицательно воздействующие на зрительный аппарат человека и на его психофизиологическое состояние (блеклость поверхностей, слепящие контрасты и т.п.).

37. Фактура и рельеф поверхностей ориентирующих устройств не должны задерживать пыль и грязь, а их покрытие должно обеспечивать удаление пыли и грязи без ущерба для качества поверхностей.