"План мероприятий по модернизации неэффективной дизельной (мазутной, угольной) генерации в изолированных и труднодоступных территориях" (утв. Правительством РФ 15.08.2019 N 7456п-П9)

Утверждаю

Заместитель Председателя

Правительства Российской Федерации

Д.КОЗАК

15 августа 2019 г. N 7456п-П9

ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ НЕЭФФЕКТИВНОЙ ДИЗЕЛЬНОЙ

(МАЗУТНОЙ, УГОЛЬНОЙ) ГЕНЕРАЦИИ В ИЗОЛИРОВАННЫХ

И ТРУДНОДОСТУПНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

N п/п

Задача

Веха

Мероприятие

Период исполнения

Ответственные исполнители

Контрольные события

начало

завершение

органы исполнительной власти

организации-исполнители

01

Внедрены механизмы поддержки повышения эффективности генерации в изолированных и труднодоступных территориях с использованием решений на базе распределенной генерации, в том числе за счет использования возобновляемых источников энергии, автономных гибридных энергосистем (АГЭС), сжиженного природного газа, местных видов топлива, систем накопления энергии (далее - решения на базе распределенной генерации)

01.01

Формирование реестра перспективных проектов и проведение конкурсных отборов проектов по повышению эффективности генерации в изолированных и труднодоступных территориях с использованием решений на базе распределенной генерации

01.01.01

Сбор и раскрытие информации об объектах генерации в изолированных и труднодоступных территориях (по пилотному субъекту Российской Федерации).

Сбор информации включает следующие параметры по каждому генерирующему объекту в изолированных и труднодоступных территориях <1>:

субъект Российской Федерации;

муниципальное образование;

наименование, адрес генерирующего объекта;

установленная мощность генерирующего оборудования (за последние три года в разбивке по годам) на 1 января;

объем ежегодного производства электрической энергии на объекте (за последние три года в разбивке по годам);

удельный расход условного топлива (за исключением ядерного топлива) на выработку 1 кВт·ч электрической энергии на объекте в среднем за год в натуральном выражении (за последние три года в разбивке по годам);

фактические ежегодные расходы на производство 1 кВт·ч электрической энергии на объекте (за последние три года в разбивке по годам);

объем ежегодного субсидирования, приходящийся на генерирующий объект (расчетная величина), млн. руб. (за последние три года в разбивке по годам);

одноставочный экономически обоснованный тариф на электрическую энергию для генерирующего объекта (руб./кВт·ч) (за последние три года в разбивке по годам);

август 2019 г.

февраль 2020 г.

Минэнерго России

ФАС России

Минэкономразвития России

Минвостокразвития России

высшие должностные лица субъекта Российской Федерации, определенного пилотным по сбору информации

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации,

ФГБУ "Российское энергетическое агентство",

Ассоциация развития возобновляемой энергетики,

ГК "Хевел",

ООО "Солар Системс",

ПАО "Россети",

ПАО "РусГидро"

Опубликован в открытом доступе на официальном сайте Минэнерго России перечень объектов генерации и их параметров в изолированных и труднодоступных территориях, имеющих потенциал к повышению эффективности (по пилотному субъекту Российской Федерации)

01.01.02

Сбор и раскрытие информации об объектах генерации в изолированных и труднодоступных территориях по всем изолированным и труднодоступным территориям (с уточнением или расширением параметров собираемой информации по итогам этапа сбора, предусмотренного пунктом 01.01.01).

Формирование критериев отбора приоритетных проектов

Формирование перечня приоритетных проектов, имеющих потенциал к повышению эффективности и нуждающихся в модернизации с использованием решений на базе распределенной генерации в период с 2020 года по 2025 год.

ноябрь 2019 г.

февраль 2020 г.

Минэнерго России

ФАС России

Минэкономразвития России

Минвостокразвития России

высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации,

ФГБУ "Российское энергетическое агентство",

Ассоциация развития возобновляемой энергетики,

ГК "Хевел",

ООО "Солар Системс",

ПАО "Россети",

ПАО "РусГидро"

Опубликован в открытом доступе на официальном сайте Минэнерго России перечень объектов генерации и их параметров, указанных в пункте 01.01.02 в изолированных и труднодоступных территориях, имеющих потенциал к повышению эффективности (при модернизации, замещающем строительстве с использованием решений на базе распределенной генерации)

01.01.03

Подготовка предложений по разработке порядка проведения конкурсных отборов инвестиционных проектов повышения эффективности объектов генерации на изолированных и труднодоступных территориях.

При разработке учесть следующие принципы:

прозрачность и открытость конкурсных процедур;

конкурс проводится на региональном уровне для государственной и муниципальной собственности;

конкурс проводится на уровне регулируемой организации для частной собственности с целью привлечения частных инвестиций и экономически, технологически эффективных решений;

обеспечение снижения стоимости энергоснабжения потребителей (без учета субсидий);

повышение надежности энергоснабжения потребителей;

проведение технологически нейтральных конкурсных отборов;

фиксация цены (тарифа) поставки электроэнергии по условиям конкурса на весь срок действия договора (соглашения, контракта), заключаемого по итогам конкурсного отбора проектов;

использование механизмов регуляторного договора, концессионных соглашений, энергосервисных контрактов или иных механизмов, предоставляющих инвесторам гарантии возврата вложенных средств при условии выполнения принятых инвестором обязательств по итогам конкурсного отбора;

срок исполнения обязательств по договору (соглашению, контракту), заключаемому по итогам конкурсного отбора проектов, составляет не менее 10 лет.

Порядок включает методические рекомендации по оценке эффективности при модернизации объектов генерации в изолированных и труднодоступных территориях.

При подготовке предложений рассмотреть целесообразность создания единого информационного портала о конкурсных отборах инвестиционных проектов повышения эффективности объектов генерации в изолированных и труднодоступных территориях.

При подготовке предложений рассмотреть целесообразность организации стандартизированного централизованного отбора инвестиционных проектов модернизации объектов энергоснабжения в изолированных и труднодоступных территориях, в том числе на площадках федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и инфраструктурной организации.

август 2019 г.

февраль 2020 г.

Минэнерго России

ФАС России

Минэкономразвития России

Минвостокразвития России

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации,

Ассоциация развития возобновляемой энергетики,

Ассоциация "НП Совет рынка",

Инфраструктурный центр "Энерджинет",

ООО "УК "РОСНАНО"

ПАО "РусГидро"

Доклад представлен в Правительство Российской Федерации

01.01.04

Разработка порядка проведения конкурсных отборов инвестиционных проектов повышения эффективности объектов генерации в изолированных и труднодоступных территориях (с учетом результатов пункта 01.01.03).

март 2020 г.

июль 2020 г.

Минэнерго России

ФАС России

Минэкономразвития России

Минвостокразвития России

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации,

Ассоциация развития возобновляемой энергетики,

Ассоциация "НП Совет рынка",

Инфраструктурный центр "Энерджинет",

ООО "УК "РОСНАНО"

ПАО "РусГидро"

Проект постановления Правительства Российской Федерации внесен в Правительство Российской Федерации

01.01.05

Проведение конкурсов для отбора пилотных проектов на выбранных площадках с использованием инструментов, предоставляющих инвесторам гарантии возврата вложенных средств при условии выполнения принятых инвестором обязательств по итогам конкурсного отбора (в том числе с использованием регуляторного договора, концессионного соглашения, энергосервисного контракта или иных договорных механизмов).

При проведении конкурсов поданные заявки рассматриваются в рамках созданной комиссии с привлечением представителей заинтересованных федеральных (ФОИВ), региональных органов исполнительной власти (РОИВ), органами местного самоуправления (ОМСУ), потенциальных инвесторов и профильных ассоциаций.

декабрь 2020 г.

(отобрано не менее 1 проекта на основе правил, предусмотренных пунктом 01.01.04)

декабрь 2024 г.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

Минэнерго России

ФАС России

Минэкономразвития России

Минвостокразвития России

Заинтересованные инвесторы,

Ассоциация "НП Совет рынка"

Проведен конкурсный отбор и подписаны контракты (договоры, соглашения) между инвесторами и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (в случае концессионного соглашения или регуляторного контракта); инвесторами с регулируемой организацией или с органами местного самоуправления (в случае энергосервисного договора (контракта)

01.02

Стимулирование РОИВ, ОМСУ и владельцев генерирующих объектов в изолированных и труднодоступных территориях к проведению конкурсных отборов и обеспечению условий для повышения эффективности таких объектов <2>

01.02.01

Подготовка предложений по механизму сокращения объема субсидий в случае нарушения субъектом Российской Федерации принципов организации конкурсных отборов инвестиционных проектов модернизации неэффективной генерации, расположенной в изолированных и труднодоступных территориях, в том числе подготовка предложений об изменении условий получения субсидии субъектами Российской Федерации в рамках действия механизма выравнивания цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до среднероссийского уровня для отдельных потребителей электрической энергии Дальневосточного федерального округа в случаях отсутствия в схемах и программах развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации, утверждаемых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 823, годовых целевых показателей повышения экономической эффективности генерирующих объектов, расположенных на изолированных и труднодоступных территориях, а также неосуществления на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по повышению экономической эффективности объектов генерации в изолированных и труднодоступных территориях в соответствии с целевыми показателями.

Анализ возможности применения эталонных затрат при определении индикативных показателей удельной стоимости энергоснабжения изолированных и труднодоступных территорий.

август 2019 г.

февраль 2020 г.

Минэкономразвития России

Минфин России

ФАС России

Минэнерго России

Минвостокразвития России

ФГБУ "Российское энергетическое агентство",

Ассоциация развития возобновляемой энергетики,

Ассоциация "НП Совет рынка",

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Доклад представлен в Правительство Российской Федерации

01.02.02

Подготовка предложений по стимулированию участия владельцев генерирующих объектов, расположенных в изолированных и труднодоступных территориях, в конкурсных отборах инвестиционных проектов модернизации неэффективной генерации, в том числе:

подготовка проекта директив Правительства Российской Федерации, выданных представителям интересов Российской Федерации для участия в заседании совета директоров ПАО "РусГидро" о необходимости проведения модернизации принадлежащих ПАО "РусГидро" и его дочерним обществам генерирующих объектов с учетом выполнения условия обеспечение снижения стоимости энергоснабжения потребителей в изолированных и труднодоступных территориях (без учета субсидий);

подготовка предложений о целесообразности внесения изменений в долгосрочные программы развития компаний с государственным участием, владеющих на праве собственности или ином законном основании генерирующими объектами в изолированных и труднодоступных территориях, в части повышения эффективности указанных генерирующих объектов и установления целевых показателей замещения (модернизации) неэффективной генерации;

подготовка предложений о целесообразности установления ключевых показателей эффективности для руководителей компаний с государственным участием, владеющим на праве собственности или ином законном основании генерирующими объектами в изолированных и труднодоступных территориях, в части повышения их экономической эффективности без ухудшения качества и надежности энергоснабжения.

август 2019 г.

ноябрь 2019 г.

Минэкономразвития России

Минэнерго России

Минвостокразвития России

Росимущество

ПАО "РусГидро",

Ассоциация развития возобновляемой энергетики,

Ассоциация "НП Совет рынка"

Доклад представлен в Правительство Российской Федерации

01.02.03

Рассмотрение целесообразности оказания финансовой поддержи за счет средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ при реализации мероприятий по повышению эффективности объектов генерации в изолированных и труднодоступных территориях (в том числе расширение за счет действующих механизмов поддержки); <3> рассмотрение возможности поддержки повышения эффективности объектов генерации, находящихся в частной собственности, в государственной собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности.

август 2019 г.

февраль 2020 г.

Минстрой России

Минэкономразвития России

ФАС России

Минэнерго России

Минвостокразвития России

Фонд содействия реформированию ЖКХ,

ФГБУ "Российское энергетическое агентство",

Ассоциация развития возобновляемой энергетики,

Ассоциация "НП Совет рынка",

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Доклад представлен в Правительство Российской Федерации

01.02.04

Подготовка предложений о введении иных механизмов стимулирования РОИВ, ОМСУ и владельцев генерирующих объектов в изолированных и труднодоступных территориях к проведению конкурсных отборов и обеспечению условий для повышения эффективности таких объектов, в том числе путем внесения изменений в Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 548 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" и Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов"

август 2019 г.

февраль 2020 г.

Минэкономразвития России

ФАС России

Минэнерго России

Минвостокразвития России

ФГБУ "Российское энергетическое агентство",

Ассоциация развития возобновляемой энергетики,

Ассоциация "НП Совет рынка",

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Доклад представлен в Правительство Российской Федерации

01.02.05

Внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы перспективного планирования развития электроэнергетики в неценовых зонах оптового рынка электрической энергии и мощности и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в части совершенствования порядка формирования схем и программ субъектов Российской Федерации в целях установления обязательности проведения уполномоченными органами исполнительной власти таких субъектов Российской Федерации анализа перспектив повышения эффективности объектов генерации в изолированных и труднодоступных территориях (в разрезе объектов генерации в изолированных и труднодоступных территориях).

август 2019 г.

март 2020 г.

Минэнерго России

Минэкономразвития России

ФАС России

ФГБУ "Российское энергетическое агентство",

АО "Институт "ЭНЕРГОСЕТЬ-ПРОЕКТ",

Ассоциация развития возобновляемой энергетики,

Ассоциация "НП Совет рынка",

ПАО "РусГидро",

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Проект постановления Правительства Российской Федерации внесен в Правительство Российской Федерации

01.02.06

Проведение актуализации схем и программ перспективного развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации на основании внесенных в соответствии с пунктом 01.02.05 настоящего плана мероприятий изменений в нормативные правовые акты

апрель 2020 г.

ежегодно,

в IV квартале соответствующего года

Минэнерго России

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

ФГБУ "Российское энергетическое агентство"

Доклад представлен в Правительство Российской Федерации

(о статусе актуализации схем и программ перспективного развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации)

01.02.07

Предложения по актуализации требований, предусмотренных пунктом 01.02.05 настоящего плана мероприятий, с учетом опыта реализации пилотных проектов НТИ "Энерджинет" по внедрению передовых эффективных технологий и опыта реализации пилотных проектов, отобранных в рамках конкурсов

июнь 2020 г.

декабрь 2020 г.

Минэкономразвития России

Минэнерго России

ФАС России

Инфраструктурный центр "Энерджинет",

ФГБУ "Российское энергетическое агентство",

Ассоциация развития возобновляемой энергетики,

Ассоциация "НП Совет рынка",

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Доклад представлен в Правительство Российской Федерации

01.03

Проведение анализа факторов, препятствующих привлечению частных инвестиций в проекты по модернизации генерации с учетом решений на базе распределенной генерации в изолированных и труднодоступных территориях, и при необходимости подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации

01.03.01

Проведение анализа целесообразности внесения изменений и подготовка (при необходимости) предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации по вопросам реализации мероприятий по повышению эффективности генерации в изолированных и труднодоступных территориях

август 2019 г.

декабрь 2019 г.

ФАС России

Минэкономразвития России

Минэнерго России

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации,

ФГБУ "Российское энергетическое агентство",

Ассоциация "НП Совет рынка",

Инфраструктурный центр "Энерджинет",

ООО "УК "РОСНАНО"

ПАО "РусГидро"

Доклад представлен в Правительство Российской Федерации

01.03.02

Проведение анализа целесообразности внесения изменений и подготовка (при необходимости) предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации по вопросам возможности развития и применения механизма регуляторного контракта при условии выполнения принятых по итогам конкурсного отбора обязательств (непосредственно для модернизируемых объектов) при реализации мероприятий по повышению экономической эффективности генерации в изолированных и труднодоступных территориях

август 2019 г.

декабрь 2019 г.

Минэкономразвития России

Минэнерго России

ФАС России

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации,

ФГБУ "Российское энергетическое агентство",

Ассоциация "НП Совет рынка",

Инфраструктурный центр "Энерджинет",

Ассоциация "РАЭСКО",

ООО "УК "РОСНАНО"

ПАО "РусГидро"

Доклад представлен в Правительство Российской Федерации

01.03.03

Проведение анализа целесообразности внесения изменений и при необходимости подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях в сфере электроэнергетики в целях совершенствования условий модернизации объектов генерации, находящихся в собственности государственных и муниципальных учреждений в изолированных и труднодоступных территориях, посредством заключения концессионных соглашений с субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления

август 2019 г.

декабрь 2019 г.

Минэкономразвития России

Минэнерго России

ФАС России

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации,

Ассоциация "НП Совет рынка",

Инфраструктурный центр "Энерджинет"

ПАО "РусГидро"

Доклад представлен в Правительство Российской Федерации

01.03.04

Проведение анализа целесообразности внесения изменений и при необходимости подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на привлечение инвестиций в проекты по модернизации генерации в изолированных и труднодоступных территориях на базе технологий распределенной генерации; возможность применения механизма контракта жизненного цикла

август 2019 г.

декабрь 2019 г.

Минэкономразвития России

Минэнерго России

ФАС России

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации,

ФГБУ "Российское энергетическое агентство",

Ассоциация "НП Совет рынка",

Инфраструктурный центр "Энерджинет",

Ассоциация "РАЭСКО",

ООО "УК "РОСНАНО"

ПАО "РусГидро"

Доклад представлен в Правительство Российской Федерации

01.03.05

Оценка возможности подготовки механизма в формате правового эксперимента, включающего возможность сохранения утвержденных в регуляторном контракте (концессионном соглашении, энергосервисном контракте или ином механизме, предоставляющем инвестору гарантии возврата вложенных средств при условии выполнения принятых инвестором обязательств по итогам конкурсного отбора) параметров тарифного регулирования в рамках подписанного договора (контракта, соглашения) между РОИВ и регулируемой организацией при изменении нормативных правовых актов, касающихся тарифного регулирования, возможность расширения применения методов тарифного регулирования (помимо утвержденных в действующем законодательстве).

Принципы:

долгосрочная цена (тариф) поставки электроэнергии, определяемая(-ый) по итогам конкурсного отбора проектов;

попроектный учет;

открытость для потребителей;

заданные параметры качества и надежности энергоснабжения.

август 2019 г.

февраль 2020 г.

Минэкономразвития России

Минэнерго России

ФАС России

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации,

ФГБУ "Российское энергетическое агентство",

Ассоциация "НП Совет рынка",

Инфраструктурный центр "Энерджинет",

Ассоциация "РАЭСКО",

ООО "УК "РОСНАНО"

Доклад представлен в Правительство Российской Федерации

02

Реализация мероприятий по модернизации (сооружению) генерации в изолированных и труднодоступных территориях с использованием решений на базе распределенной генерации

02.01

Реализация мероприятий по модернизации (сооружению) объектов распределенной генерации в изолированных и труднодоступных территориях, в том числе на основе возобновляемых источников энергии, гибридных установок, сжиженного природного газа, местных видов топлива, систем накопления энергии.

январь 2021 г.

декабрь 2025 г.

Минэнерго России

Минэкономразвития России

ФАС России

Минвостокразвития России

высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

Организации-участники модернизации, определенные конкурсным отбором

Объекты введены в эксплуатацию в соответствии с заданным графиком

Введено в эксплуатацию:

до декабря 2021 г.:

модернизировано (построено) объектов не менее 15% от объема совокупной мощности приоритетных проектов, определенных в соответствии с пунктом 01.01.02

до декабря 2022 г.:

модернизировано (построено) объектов не менее 25% от объема совокупной мощности приоритетных проектов, определенных в соответствии с пунктом 01.01.02 (накопленным итогом)

до декабря 2023 г.:

модернизировано (построено) объектов не менее 50% от объема совокупной мощности приоритетных проектов, определенных в соответствии с пунктом 01.01.02 (накопленным итогом)

до декабря 2024 г.:

модернизировано (построено) объектов совокупной мощностью не менее 75% от объема совокупной мощности приоритетных проектов, определенных в соответствии с пунктом 01.01.02 (накопленным итогом)

до декабря 2025 г.:

модернизировано (построено) объектов совокупной мощностью не менее 100% от объема совокупной мощности приоритетных проектов, определенных в соответствии с пунктом 01.01.02 (накопленным итогом)

02.02

Мониторинг реализации мероприятий по сооружению и модернизации объектов в изолированных и труднодоступных территориях на базе технологий распределенной генерации.

Ежегодное проведение анализа факторов, препятствующих привлечению частных инвестиций в модернизацию таких объектов.

январь 2021 г.

декабрь 2021 г.,

далее ежегодный отчет

Минэнерго России

Минэкономразвития России

ФАС России

Минвостокразвития России

высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

Организации - участники модернизации,

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации,

Ассоциация развития возобновляемой энергетики,

Ассоциация "НП Совет рынка"

Доклад представлен в Правительство Российской Федерации

--------------------------------

<1> С учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 г. N 64.

<2> Осуществлять с учетом проведенных мероприятий Плана по повышению энергетической эффективности экономики России (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2018 г. N 703-р).

<3> В настоящее время поддержка проектов в сфере электроснабжения не предусмотрена п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 1451 "О предоставлении финансовой поддержки за счет средств Государственной Корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры".