Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Права и обязанности должностных лиц Роструда и его территориальных органов при осуществлении государственного контроля (надзора)

Права и обязанности должностных лиц Роструда

и его территориальных органов при осуществлении

государственного контроля (надзора)

7. Государственный контроль (надзор) осуществляется должностными лицами Роструда и его территориальных органов в отношении:

а) юридических лиц либо физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вступивших в трудовые отношения с гражданами (далее - работодатели);

б) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, вступивших в трудовые отношения с работодателями, за исключением надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (далее - работники);

в) организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда.

8. Должностные лица Роструда и его территориальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении служебных обязанностей имеют право:

а) в порядке, установленном Конвенцией N 81 Международной организации труда "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (принята в г. Женеве 11 июля 1947 г. на 30-ой сессии Генеральной конференции Международной организации труда), ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 года N 58-ФЗ "О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 15, ст. 1698) (далее - Конвенция N 81 МОТ), Федеральным законом N 294-ФЗ, Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2019, N 31, ст. 4451) (далее - Трудовой кодекс Российской Федерации), Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. N 875 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 37, ст. 4995; 2015, N 30, ст. 4586; 2016, N 48, ст. 6773; 2017, N 9, ст. 1361, N 38, ст. 5618, N 48, ст. 7233; 2018, N 9, ст. 1386, N 19, ст. 2752) (далее - Положение о федеральном государственном надзоре) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца проводить проверки соблюдения работодателями и организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда;

б) запрашивать у работодателей и их представителей, а также организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для исполнения государственной функции;

в) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

г) предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;

д) предъявлять организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда;

е) составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. В соответствии с требованиями статьи 18 Федерального закона N 294-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора) должностные лица Роструда и его территориальных органов обязаны:

а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда;

б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, в отношении которых осуществляется государственный контроль (надзор);

в) не препятствовать работодателю или его представителю, руководителю организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, или его представителю присутствовать при проведении проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету государственного контроля (надзора);

г) предоставлять работодателю или его представителю, руководителю организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, или его представителю, присутствующим при проведении проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного контроля (надзора);

д) знакомить работодателя или его представителя, руководителя организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, или его представителя с документами, информацией и иными сведениями, перечисленными в подпунктах "а - г" пункта 39 Административного регламента и полученными посредством межведомственного информационного взаимодействия, а также с результатами исполнения;

е) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов работников, работодателей и организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда;

ж) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании работодателями и организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

з) соблюдать сроки, установленные Федеральным законом N 294-ФЗ;

и) осуществлять запись об осуществлении государственного контроля (надзора) в журнале учета проверок по типовой форме, установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 мая 2009 года, регистрационный N 13915), с изменениями, внесенными приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 мая 2010 года N 199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июля 2010 года, регистрационный N 17702), от 30 сентября 2011 года N 532 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 2011 года, регистрационный N 22264), от 30 сентября 2016 года N 620 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 октября 2016 года, регистрационный N 44118) (далее - приказ Минэкономразвития России N 141) (при наличии журнала у работодателя или в организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда);

к) при осуществлении государственного контроля (надзора) истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию от иных государственных органов в соответствии с требованиями подпунктов "а - г" пункта 39 Административного регламента;

л) проводить проверку на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) Роструда или распоряжения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Роструда о проведении проверки в соответствии с ее назначением;

м) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа руководителя (заместителя руководителя) Роструда или распоряжения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Роструда о проведении проверки и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, копии документа о согласовании проведения проверки;

н) не требовать от работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

о) перед началом проведения выездной проверки по просьбе работодателя или его представителя, руководителя организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, или его представителя ознакомить их с положениями Административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка.

10. При осуществлении государственного контроля (надзора) должностные лица Роструда и его территориальных органов не имеют права:

а) проверять выполнение требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, если такие требования не относятся к полномочиям Роструда и его территориальных органов;

б) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей и производственной среды, если они не относятся к предмету государственного контроля (надзора), а также изымать оригиналы таких документов;

в) распространять информацию, полученную в результате исполнения государственной функции и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

г) превышать установленные сроки осуществления государственного контроля (надзора);

д) осуществлять выдачу работодателям и организациям, осуществляющим проведение специальной оценки условий труда, предписаний или предложений об осуществлении государственного контроля (надзора) за их счет;

е) требовать предоставления от работодателей и организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда, документов, информации и иных сведений, предоставляемых посредством межведомственного информационного взаимодействия и указанных в подпунктах "а - г" пункта 39 Административного регламента.

ж) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ;

з) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

и) требовать от работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенных в Перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 724-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст. 2647; N 42, ст. 5972; 2017, N 32, ст. 5152; N 35, ст. 5385; 2019, N 5, ст. 410) (далее - Перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия);

к) требовать от работодателя или организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда, представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Роструд и его территориальные органы после принятия распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

л) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации.