См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов, утв. Минфином России.

Стимулирующие меры в Китае

Несмотря на значительный уровень дефицита консолидированного бюджета около 3% ВВП Китая в 2015 - 2018 годах китайское правительство проводит активную политику стимулирования экономики. Запланированные на текущий год налоговые послабления (снижение НДС для обрабатывающей промышленности (с 16% до 13%) и транспортной и строительной сфер (с 10% до 9%), снижение ставки взносов на государственное пенсионное страхование с 19 - 20% до 16%, а также другие меры) приведут к сокращению доходов бюджета на 2,0 трлн. юаней ($298 млрд. или 1,3% ВВП) после прошлогодних послаблений на 1,1 трлн. юаней ($164 млрд. или 0,8% ВВП).

Экономические показатели Китая

Бюджетные показатели Китая

00000017.jpg

00000018.jpg

Источник: МВФ

Источник: Thomson Reuters, НБС Китая

В это же время страна активно стимулирует экономику мерами денежно-кредитной политики. В 2018 году Народный банк Китая (далее - НБК) четыре раза снижал нормативы обязательных резервных требований, что совокупно с учетом частичного замещения среднесрочных кредитных линий (MLF) по мере истечения срока их предоставления позволило увеличить банковскую ликвидность на 2,2 трлн. юаней ($328 млрд.). В 2019 году смягчение ДКП продолжилось. Нормативы обязательных резервов снижались уже дважды. После завершения программы MLF была запущена программа таргетированных среднесрочных кредитных линий (TMLF), в рамках которой в I кв. 2019 г. банкам было предоставлено 257,5 млрд. юаней ликвидности ($38,4 млрд.).

Ожидается, что внедрение требований "Базель III" в части банковского капитала должно привести к укреплению позиций местных банков при росте проблемных кредитов, образовавшихся после десятилетия быстрого роста кредитования. В январе 2019 г. четвертый по величине банк страны Bank of China выпустил вечные облигации, включаемые в капитал первого уровня в объеме 40 млрд. юаней ($5,97 млрд.). Для поддержки выпуска вечных облигаций был запущен инструмент свопов с векселями центрального банка (CBS) для предоставления ликвидности первичным дилерам в целях покупки вечных облигаций. Первая операция была проведена в феврале, когда была открыта линия на 1,5 млрд. юаней ($222 млн.) по ставке 0,25% годовых. Эти меры должны будут поддержать устойчивость банков и стимулировать кредитование по невысоким ставкам. При постепенном замедлении экономического роста (до 6,6% в 2018 году) и умеренной инфляции (2,1% в 2018 году) НБК пока сохраняет возможности по проведению стимулирующей политики.

В будущем Банк Китая намеревается (1) усилить поддержку малых и микро предприятий через дальнейшее снижение обязательных резервных требований, предоставлять среднесрочные кредиты при внедрении новых специфических инструментов ДКП. В целях обеспечения прав кредиторов НБК планирует продолжить (2) реструктуризацию плохих долгов при секъюритизации приемлемых активов (студенческие кредиты и прочее). (3) Планируются меры по разработке рыночных бенчмарков денежного рынка, улучшению формирования кривых доходности государственных ценных бумаг. Будет продолжено (4) углубление реформы плавающего управляемого валютного курса на основе рыночного спроса и предложения с привязкой к корзине иностранных валют и улучшение инфраструктуры по трансграничному использованию юаня. Планируется дальнейшее (5) усиление капитальной базы финансовых институтов, в частности через запуск бессрочных бондов, унификацию требований по размещению ценных бумаг и усиление надзора. (6) Двустороннее открытие облигационного рынка будет способствовать размещению иностранных эмитентов на внутреннем рынке Китая и может привести к росту вложений нерезидентов, что, однако, может усилить риски дестабилизации. Для недопущения финансовых рисков (7) планируется усиление надзора за финансовой инфраструктурой и (8) развитие конкуренции через реформы корпоративного управления в крупных банках и других финансовых институтах. Периметр финансовой стабильности также будет распространяться на анализ новых видов угроз (в интернет торговле и других сферах).

Таким образом, во многих развитых странах и странах с формирующимися рынками экономическая активность подвержена широкому спектру краткосрочных рисков и долгосрочных вызовов. В условиях ограниченных возможностей применения "простых рецептов" (монетарных и бюджетных) требуется активизация структурных реформ, направленных на увеличение потенциального роста, повышение его инклюзивности и укрепление устойчивости экономик к внешним шокам. На многостороннем уровне основным приоритетом должно стать решение торговых разногласий на основе сотрудничества, не приводящее к росту барьеров и дальнейшей дезинтеграции мировой экономики.