1.1.8. Государственный надзор в области обращения с отходами

1.1.8. Государственный надзор в области

обращения с отходами

Под государственным надзором в области обращения с отходами понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Государственный надзор в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды, Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

00000015.png

Типовые и массовые нарушения, выявленные

при осуществлении федерального государственного надзора

в области обращения с отходами в 2016 и 2017 гг.

N п/п

Статья КоАП Российской Федерации

Кол-во в 2016

Кол-во в 2017

1

ст. 8.2 - Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

3930

4289

В настоящее время нарушения в области обращения с отходами попадают под действие ст. 8.2 КоАП Российской Федерации, предусматривающей наложение административного штрафа на юридических лиц вплоть до двухсот пятидесяти тысяч рублей и даже административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Нарушения в области обращения с отходами в большинстве случаев являются нарушениями, влекущими непосредственный ущерб охраняемым законом ценностям, нарушение ст. 8.2 КоАП Российской Федерации учитывается при присвоении объектам государственного надзора категорий риска (высокий риск причинения вреда).

Среди типовых нарушений в области обращения с отходами можно выделить:

- несанкционированное размещение отходов производства и потребления;

- осуществление деятельности в отсутствие лимитов на размещение отходов;

- отсутствие паспортов отходов.

Вместе с тем ст. 8.2 КоАП Российской Федерации в настоящий момент является общей, и, по мнению Росприроднадзора, требует доработки в части введения дифференцированной ответственности за нарушения требований обращения с отходами производства и потребления в зависимости от характера совершенного проступка.

Учитывая исключительную важность урегулирования вопросов сферы обращения с отходами, профилактические мероприятия в данной сфере можно подразделить на 3 направления:

- повышение экологической грамотности граждан Российской Федерации, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области обращения с отходами (проведение публичных обсуждений по соблюдению обязательных требований, открытых встреч и экологических уроков, развитие системы общественного контроля);

- системная работа с муниципальными образованиями, субъектами Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами, и заинтересованными государственными органами и общественными объединениями предпринимательского сообщества по разработке мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, привлечению инвестиций в природоохранную деятельность и разъяснению обязательных требований;

- развитие системы дистанционного контроля, в том числе посредством развития ГИС "Наша природа" и ЕГИС УОИТ.