1.1.10. Лицензионный контроль за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности

1.1.10. Лицензионный контроль за деятельностью по сбору,

транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию,

размещению отходов I - IV классов опасности

Лицензионный контроль лицензиата/соискателя лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов осуществляется Росприроднадзором в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Проверка лицензиата осуществляется на предмет соответствия лицензионным требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности", которая в большинстве случаев проводится в рамках комплексной проверки федерального государственного экологического надзора.

Типовые и массовые нарушения, выявленные

при осуществлении лицензионного контроля за деятельностью

по сбору, транспортированию, обработке, утилизации,

обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов

опасности в 2016 и 2017 гг.

N п/п

Статья КоАП Российской Федерации

Кол-во в 2016

Кол-во в 2017

1

ч. 2 ст. 14.1 - Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)

226

281

2

ч. 3 ст. 14.1 - Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)

24

49

3

ст. 19.20 - Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)

68

170

Вместе с тем, основными нарушениями лицензионных требований является:

- отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности;

- использование объекта размещения и (или) обезвреживания отходов I - IV классов опасности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;

- осуществление лицензируемых видов деятельности с отходами, не указанными в лицензии;

- отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

- допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности.

Ответственность за осуществление лицензируемой деятельности в области обращения с отходами без лицензии определена ч. 2 ст. 14.1 КоАП Российской Федерации, ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальной лицензией ч. 3 ст. 14.1 КоАП Российской Федерации, ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) ст. 19 КоАП Российской Федерации, нарушение которое влечет непосредственный (высокий) риск причинения вреда охраняемым законом ценностям и является критерием, повышающим категорию риска объекта негативного воздействия.

В рамках профилактической работы в области лицензионного контроля за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, Росприроднадзором апробируется система автоматической рассылки уведомлений об истечении срока действия лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданных до 01.07.2015, сохраняющих свое действие до 01.01.2019 согласно положениям Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федерального закона "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" и подлежат переоформлению в соответствии с ч. 6.1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", планируются к проведению семинары и вебинары с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами.

С 1 января 2018 г. запрещается транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием автомобильных и железнодорожных транспортных средств, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.