Деловой туризм

Особое внимание необходимо уделить развитию внутреннего и въездного делового туризма. К этому виду туризма относятся конференции, форумы, конгрессы, ротируемые мероприятия зарубежных ассоциаций, деловые поездки, выставки, встречи разного уровня и другое. По данным Всемирной туристской организации, Россия занимает менее 1 процента мирового рынка делового туризма. В 2018 году Россия занимала 42-е место в рейтинге Всемирной ассоциации организаторов конгрессов.

В настоящее время в России 165 городов готовы проводить деловые мероприятия разного формата и уровня. Институтами развития делового туризма являются городские и региональные конгресс-бюро, которые занимаются развитием конгрессно-выставочной инфраструктуры, продвижением на зарубежных рынках, представлением территорий и привлечением в свои города международных ротируемых событий. В последние годы интерес к России возрос на фоне успешно прошедшего чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и предстоящего чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года. Ассоциации готовы рассматривать Российскую Федерацию как место для проведения своих деловых мероприятий.

Деловой туризм вносит ощутимый вклад в валовой внутренний продукт страны. По данным конгрессно-выставочного бюро г. Москвы, деловые туристы за сутки пребывания в России тратят около 23 тыс. рублей (включая расходы на проживание, перелет, личные нужды). В связи с этим необходима разработка концепции развития делового туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (далее - концепция развития делового туризма).

Целями концепции развития делового туризма являются:

увеличение в 2 раза количества туристов, приезжающих в Российскую Федерацию на деловые мероприятия;

увеличение привлеченных международных мероприятий и выход России в топ-20 мирового рейтинга конгрессных территорий.

Основными мерами по развитию делового туризма на период реализации концепции развития делового туризма предусматриваются:

комплекс мер по целевому продвижению делового туризма, в том числе создание условий для проведения деловых мероприятий на туристских территориях;

проработка мер и подходов по развитию конгрессно-выставочных пространств и конгрессно-гостиничных комплексов, повышению эффективности их работы;

сбор и анализ лучших мировых практик в сфере развития делового туризма;

развитие системы обучения персонала в сфере делового туризма;

целевая работа по развитию систем продвижения делового туризма России на внутреннем и международном туристских рынках, а также презентации соответствующего туристского продукта России на внутренних и международных тематических выставках, проведение роуд-шоу и ознакомительных туров, создание программ продвижения с участием ведущих деятелей культуры, спорта, бизнеса и науки;

целевая работа с научным сообществом, научными организациями и ассоциациями, формирующими около 30 процентов деловых мероприятий.