ИНФОРМАЦИЯ

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ КРИТЕРИЯ С ЦЕЛЬЮ ОТНЕСЕНИЯ ГРАЖДАН К ЛИЦАМ

ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИМ ЛЬГОТ

И МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ С 1 ЯНВАРЯ 2019 ГОДА

Федеральным законом 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Федеральный закон N 350-ФЗ) вводится понятие "предпенсионный возраст". При этом федеральные законы, направленные на реализацию Федерального закона N 350-ФЗ, содержат различные определения предпенсионного возраста.

Уголовный кодекс Российской Федерации

(в редакции ФЗ от 3.10.2018 N 352-ФЗ)

Для целей настоящей статьи под предпенсионным возрастом понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"

Граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно);

Федеральный закон от 3.10.2018 N 353-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"

Работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста

Федеральный закон от 30.10.2018 N 378-ФЗ "О внесении изменений в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

1) пункт 5 статьи 391 дополнить подпунктом 9 следующего содержания:

"9) физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;";

2) пункт 1 статьи 407 дополнить подпунктом 10.1 следующего содержания:

"10.1) физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;".

Согласно положениям Федерального закона от 30 октября 2018 г. N 378-ФЗ "О внесении изменений в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" право на налоговую льготу имеют физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года.

Учитывая, что эти нормы введены в Налоговый кодекс Российской Федерации именно в связи с повышением пенсионного возраста, при отнесении граждан к категории лиц предпенсионного возраста в целях предоставления налоговых льгот, под необходимыми условиями следует также понимать исключительно пенсионный возраст, необходимый для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (без соблюдения условий по страховому стажу и величине индивидуального пенсионного коэффициента, поскольку следует иметь в виду, что данные условия на момент обращения гражданина за подтверждением статуса предпенсионера могут находиться в процессе приобретения, то есть они не статичны, более того, в соответствии с действующим законодательством страховой стаж и величина индивидуального пенсионного коэффициента могут быть "выкуплены" <1> заинтересованным лицом).

--------------------------------

<1> Статья 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Согласно информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации по данному вопросу в 51 субъекте Российской Федерации меры социальной поддержки планируется предоставлять лицам, достигшим возраста 55 и 60 лет, без дополнительных условий.

С учетом изложенного, предлагается в целях предоставления льгот и мер социальной поддержки к гражданам предпенсионного возраста относить лиц, достигших соответствующего предпенсионного возраста, без соблюдения каких-либо иных дополнительных условий.

Таким образом, главным критерием является именно возраст. В таком случае налоговыми льготами будут пользоваться мужчина, достигший возраста 60 лет, и женщина, достигшая возраста 55 лет (если они не относятся к категории лиц, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии по старости, или не являются государственными служащими).

В рамках реализации гарантий гражданам предпенсионного возраста по диспансеризации и по занятости, а также уголовного преследования - это будут лица, которые не более чем через пять лет достигнут пенсионного возраста, установленного Федеральным законом N 350-ФЗ (с учетом переходного периода).

Аналогичный подход в отношении гарантий по занятости и диспансеризации следует также применять в отношении граждан, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии по старости, право на которую определяется с учетом достижения соответствующего возраста:

1) для граждан, постоянно проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - северные регионы), правоопределяющим основанием для подтверждения их статуса предпенсионера будет являться возраст для назначения "северной" пенсии, предусмотренный соответствующим правовым регулированием. Если гражданин ранее работал в северных регионах, но теперь там не проживает, применяется дополнительное к возрасту условие - наличие требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) для многодетных матерей во внимание должен приниматься соответствующий возраст и наличие требуемого количества детей на дату обращения за подтверждением статуса;

3) в отношении других лиц, у которых право на досрочное назначение страховой пенсии связано с работой по определенной профессии (Списки N 1 и N 2 и др.), а также одновременно зависит от возраста, необходимыми условиями для подтверждения статуса предпенсионера, являются достижение предпенсионного возраста и факт работы по соответствующей специальности (должности, профессии и др.) на момент обращения за подтверждением искомого статуса. Если гражданин ранее работал на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а затем прекратил, то в данном случае требуется соблюдение стажевых условий для назначения досрочной страховой пенсии;

4) для граждан, претендующих на досрочное назначение страховой пенсии, назначение которой осуществляется независимо от возраста (к примеру, педагогические и медицинские работники), для получения статуса предпенсионера применяется только условие - наличие требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

Для граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской ЧАЭС, предпенсионный возраст подлежит определению для предоставления дополнительных гарантий в соответствии в соответствии со статьей 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации исходя из возраста, дающего право на любую пенсию по старости, а в соответствии со статьей 34.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон от 19 апреля 1991 года N 1032-1) - исходя из возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.

Дополнительно отмечается, что норма части 3 статьи 10 Федерального закона N 350-ФЗ не применяется при определении статуса лица предпенсионного возраста в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и Закона от 19 апреля 1991 года N 1032-1, поскольку данная льгота предусмотрена для определенных категорий граждан и не устанавливает "новый", отличный от установленного Федеральным законом N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", пенсионный возраст (таблица прилагается).

Данный подход к определению статуса граждан предпенсионного возраста может быть применим при организации информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, работодателями, а также при выдаче гражданам соответствующих сведений.