2. Международный опыт регламентации требований к режиму использования устройств мобильной связи в образовательных организациях

2. Международный опыт регламентации требований

к режиму использования устройств мобильной связи

в образовательных организациях

Анализ международного опыта показал, что ранний возраст начала использования устройств мобильной связи и длительные накопленное время их использования являются факторами, ведущим к нарушениям психики, что проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной раздражительностью, снижением долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна <1>.

--------------------------------

<1> Nathanson A.I., Alade F., Sharp M.L., Rasmussen E.E., Christy K. The relation between television exposure and executive function among preschoolers//Dev. Psychol. 2014. N 50. P. 1497 - 1506; https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2017.01833/full; Pagani L.S., Fitzpatrick C., Barnett T.A., Dubow E. Prospective associations between early childhood television exposure and academic, psychosocial, and physical well-being by middle childhood//Arch. Pediatr. Adolesc. Med. 2010. T. 164. P. 425 - 431; https://jamanetwork.com/journals/jamapediatrics/article-abstract/383160; Moreira, G.A., Pradella-Hallinan M. Sleepiness in Children//Sleep Med. Clin. 2017. N 12. P. 407 - 413; https://www.ncbi.nlm.nih.gov.

Чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от использования электронных средств массовой информации вызывает у детей состояние психологической и физиологической гипервозбужденности перед сном.

Исследования, представленные в работах российских ученых, выявили негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в образовательной организации, существенно отличающие их от сверстников, не использующих мобильные устройства. Негативные реакции проявлялись в виде ослабления смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной реакции, нарушений фонематического восприятия, раздражительности, нарушений сна.

Проведенные исследования свидетельствуют об отрицательной зависимости времени пользования смартфоном и успеваемостью у обучающихся: чем больше времени ежедневно он тратит на смартфон, тем хуже справляется с учебными тестами. Таким образом, интенсивное использование телефона даже для решения учебных задач может отрицательно сказываться на учебной деятельности. Объяснение полученной зависимости исследователи связывают с феноменом многозадачности. Многофункциональность телефона, наличие множества приложений неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения. Это ведет к ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.

Для оценки роли использования смартфонов в учебной деятельности в Великобритании было проведено исследование, которое показало, что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает успешность сдачи тестов на 6,4%.

В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях.

Так, во Франции принят закон, запрещающий в школах все виды мобильных телефонов, а также планшеты и смарт-часы <2>.

--------------------------------

<2> http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000037284333&dateTexte=&categorieLien=id; https: //www.theguardian.com/world/2018/jun/07/french-school-students-to-be-banned-from-using-mobile-phones.

В Бельгии <3> и Великобритании <4> вопрос запрета на использование мобильных телефонов решается по каждой школе индивидуально. Общего разрешительного или запретительного правила не установлено.

--------------------------------

<3> https://ru.euronews.com/2018/09/03/ru-school-phones.

<4> https://www.theguardian.com/education/2015/may/16/schools-mobile-phones-academic-results.

С 2019 года запрещено пользоваться мобильными телефонами в школах провинции Онтарио (Канада) <5> и в штате Новый Южный Уэльс (Австралия) <6>.

--------------------------------

<5> https://www.oxfordlearning.com/should-cell-phones-be-allowed-classrooms/.

<6> https://kidspot.co.nz/school-age/back-to-school/should-mobile-phones-be-banned-from-schools/.

Запрещено пользоваться мобильными телефонами с 2012 года в Малайзии и Нигерии, с 2013 года - в Уганде <7>.

--------------------------------

<7> https://blogs.worldbank.org/edutech/banning-and-unbanning-phones-schools.